Узурпация власти Пашиняном началась с его знаменитого клича о том, что "если я не стану премьер-министром, то им не станет никто". Одна только эта фраза, аккумулировавшая в себе беззастенчивую и циничную претензию на власть наглого недоумка, уже тогда насторожила адекватных людей, понимающих чем чреват для общества приход к власти людей подобного сорта, уже однажды продемонстрировавших свою демоническую натуру 1-ого марта 2008-ого года.
ПОНЯТНО, ЧТО ТАКИЕ, КАК ПАШИНЯН, НЕ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ формальным приходом к власти. Самодурам нужна только гарантированная власть, без какой-либо системы сдержек и противовесов. Явное сокращение функций президента республики по существующей Конституции и его превращение в главного церемониймейстера страны фактически уже устраняло один из таких противовесов и открывало дорогу к полномасштабной узурпации власти через ее исполнительную ветвь вкупе с парламентским большинством в лице своих однопартийцев.
Последней "Брестской крепостью" армянской демократии еще кое-как остается судебная система, дожать которую Пашиняну осталось совсем немного. После назначения своих людей на пост президента и в Высшем судебном совете пашиняновская власть, вдохновленная последней резолюцией ПАСЕ, станет еще более репрессивной и превратится в настоящего спрута армянского государства, охватившего его мертвой хваткой своими щупальцами. Заметим, что полупрезидентская модель правления намного успешнее обеспечивала сохранение баланса между разными ветвями власти, в то время как парламентская система сразу же дала трещину с приходом Пашиняна. Хотя, признаться, для таких, испытывающих параноидальную жажду власти людей, как он, готовых пойти на любое авантюрное изменение в Конституции страны ради личной цели, никакая форма правления не является препятствием.
Эффективность парламентской оппозиции оказалась ниже ожидаемой, если не сказать больше. Несмотря на наличие там депутатов, искренне озабоченных судьбами страны и вызывающих чисто человеческие симпатии, единственной формой их противодействия пашиняновской фракции стало выражение своего праведного гнева против ее предательской антинациональной политики. Однако у последних выработался устойчивый иммунитет по отношению к критике в свой адрес. К сожалению, парламентская оппозиция, в бытность свою уличной оппозицией, когда "Движение за спасение Родины" только набирало силу, упустила возможность отстранения Пашиняна от власти посредством мобилизации критической протестной массы, ограничившись главным образом митингами однотипного содержания и шествиями. Понятно, что такая тактика борьбы не могла привести к успеху, а упущение подходящего момента в политике является серьезным проколом, который трудно восполнить.
Одним из главных недостатков оппозиционного движения является отсутствие программы коренных преобразований в обществе, которые необходимо осуществить в случае отстранения Пашиняна от власти. Эти преобразования должны иметь системный характер и затронуть как все сферы общественной жизни и экономики, так и систему государственного управления. Такая программа не только обеспечивает видение будущего республики, но и играет важную психологическую роль в мотивации протестной массы, для которой одно лишь устранение Пашиняна от власти является хоть и необходимой, но недостаточной целью. Такая программа должна содержать не перечень намерений, а конкретные механизмы указанных преобразований.
Другим недостатком оппозиции является отсутствие у нее достаточных финансовых ресурсов для активизации своей политической деятельности. Особенно в марзах, где политическая активность населения низка и требуются свои постоянно действующие ячейки оппозиционных партий, представленных в парламенте, а не только периодические посещения их лидеров для встречи с людьми. Хотя это тоже является важным агитационным компонентом. Нужна стабильная интернет-платформа для внедрения в сознание масс консолидирующих идей и необходимости активного противостояния всех граждан республики политике правящего режима, ведущей страну к потере своего суверенитета. Низкопробным видеороликам пашиняновских сторонников, изобилующим на Youtube, необходимо противопоставить солидные материалы концептуального содержания, на фоне которых пагубный характер деятельности нынешнего армянского правительства будет выглядеть особенно выпукло.
ДУМАЕТСЯ, ЧТО ОППОЗИЦИИ СЛЕДУЕТ БЫТЬ более активной в плане выдвижения законодательных инициатив, касающихся решения важнейших проблем, стоящих перед обществом. Даже при том, что фракция парламентского большинства может заблокировать любые здоровые инициативы оппозиции, необходимо все равно идти на развернутые дискуссии по ним и в открытых парламентских дебатах с пашиняновской фракцией доказывать интеллектуальную и профессиональную несостоятельность правящей элиты. А люди, наблюдающие за этими дебатами с экранов телевизоров или в социальных сетях, уже сами сделают вывод о том, кто чего стоит.
Текущий момент, относящийся к выдвижению кандидатуры на пост президента республики, упускать никак нельзя, независимо от вероятности прохождения кандидатуры. Это принципиальный аспект парламентской борьбы и нужно показать народу, что оппозиция не собирается пасовать перед парламентским большинством и готова доказать преимущества своего кандидата в президенты перед пашиняновским выдвиженцем. Независимо от результатов этой активности, нужно перед лицом народа демонстрировать свою способность бороться за свои принципы. В конце концов, за парламентской оппозицией стоит значительный сегмент армянского общества - их избиратели, которые надеются и рассчитывают на них.
P.S. Навязывание парламентским большинством своего решения оппозиционным фракциям уже стало давно утвердившейся порочной практикой в Национальном Собрании страны. По существу, это форма политического диктата, основанная на злоупотреблении представителями правящей партии своим численным превосходством. Это парламентское уродство не имеет никакого отношения к реальной демократии, хотя вроде бы и порождено демократическим процессом – выборами. Им полностью нивелируется тот факт, что мнение значительного числа армянских избирателей, отдавших свои голоса за оппозиционных депутатов, постоянно игнорируются при вынесении важнейших государственных решений. Для устранения этого недостатка в практике армянского парламентаризма необходимо, на мой взгляд, ввести определенные поправки в регламент Национального Собрания, что возможно только после отстранения от власти правящего режима.
Григорий Саиян, "Голос Армении"