В рассказе Рэя Брэдбери "Кусок дерева" есть эпизод, в котором чиновник говорит сержанту: "Если бы все мы завтра проснулись и пушки стали бы ненужными… тогда возникла бы настоящая паника. Каждый народ подумал бы, что он один во всем мире лишился оружия, и обвинил бы в этом несчастье своих врагов. Начались бы массовые самоубийства, акции мгновенно упали бы, разыгралось бы множество трагедий… Потом все принялись бы опять поскорее вооружаться. А если бы им в этом можно было помешать… стали бы драться кулаками. На границах сходились бы толпы людей, вооруженных боксерскими перчатками со стальными вкладками… Цивилизация задохнулась бы и умерла от шока".
ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МИРОВАЯ ИСТОРИЯ – всего лишь хронология войн, и историю всегда пишет победившая сторона. И наоборот, страны, вымаливающие мир, становятся чьим-то клиентом и вассалом, марионеточным государством или исчезают с исторической арены. Объективная реальность такова, что Армения в последней войне проиграла, и враг, пользуясь нашей слабостью, пытается изнутри завоевать всю страну. Задача Азербайджана значительно облегчилась, поскольку в последние почти четыре года, особенно после войны, власть не говорит о важности статуса Арцаха, продвигая взамен тезис о приемлемом для народов трех сторон решении, которое пока устраивает только азербайджанский народ.
Человек, занимающий пост руководителя страны, несомненно, не осознает институциональной важности двух армянских государств в вопросе обеспечения безопасного существования армянского народа, более того, вину за провалы возлагает все на тот же народ. Не было предпринято никаких активных шагов по восстановлению, преодолению развала и деморализации армии. Самой жизнеспособной из структур безопасности является, пожалуй, увеличивающееся изо дня в день число охранников Пашиняна и еще те полицейские подразделения, которые, оставив свои дела, обеспечивают его усиленную безопасность.
К сожалению, среди генералитета и офицерского корпуса также не нашлось военных, для которых государство - превыше всего, они проявили себя всего лишь как услужливые исполнители. Генеральские погоны или армейская форма - еще не признак воинской чести. На фоне всего этого вовсе не удивительно, что лидер победившей стороны регулярно в военной форме посещает Шуши, Карвачар, Гадрут и другие оккупированные районы, наслаждается своей победой и помпезно преподносит ее своему народу.
История Армении за последние 100 лет, начиная с Первой мировой войны и Первой республики, к сожалению, есть повторение одних и тех же ошибок и упущений, политической недальновидности. Об этом свидетельствуют и художественные произведения классиков, например, гениальный роман Егише Чаренца "Еркир Наири", и документальное исследование политических просчетов и даже речей отдельных деятелей.
Сегодня уже наша территория настолько уменьшилась, - а оставшееся продолжаем уступать, - что у армянского народа нет гарантий безопасности. Это должно было стать реальным и непрекращающимся онтологическим кошмаром, но нашему народу пока не удается трезво проанализировать ситуацию, осознать, что добрососедство и мир с врагом на данном этапе более чем невозможны.
Как минимум последние тридцать лет в Азербайджане, начиная с детского сада, насаждали враждебность и ненависть ко всему армянскому, на самом высоком уровне поощряя убийство армянина. А коллективная память нашего народа фактически настолько коротка, что не помнит не только погромы в Сумгаите и Баку, но и жертв 44-дневной войны.
Давид Саркисян, "Голос Армении"