Интенсивная интеграция Европы, усиление фундаментального популизма и неолиберальная трансформация западных обществ фактически привели к новой европейской войне.
В 21 ВЕКЕ БЫТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ НАЙТИ КОМПРОМИСС И ИЗБЕЖАТЬ ВОЙНЫ - значит все еще жить канонами и представлениями 20 века. Это значит, что мы только с точки зрения меркантильных побуждений стали более развитыми интеллектуально и технологически. А с точки зрения национальных интересов, вопросы, как решались с помощью силы, так и продолжают решаться. Даже несмотря на глубокую глобализацию, многие в мире продолжают оставаться прежними индивидуалистами.
Распространение исламского фундаментализма в свое время привело к усилению религиозного экстремизма и активизации международного терроризма. С террористами боролись государства и их союзы. Но с распространением фундаментального популизма начинают распадаться сами государства и разрушается социальный иммунитет, исчезают сплоченность и единство их обществ. Примечательно, что первые примеры разложения государств из-за фундаментального популизма появились в самой Европе.
Вспомним, какими катастрофами обернулось появление популистских властей в течении последних десятилетий в Грузии, Армении и на Украине. Кстати, во всех трех странах не удалось избежать войны, территориальных потерь, существенного ущемления национального суверенитета и многочисленных человеческих жертв так называемым демократическим властям. Во всех трех случаях никто не хотел войны, но они почему-то случались.
Сегодня трудно понять кто будет виноват в новой большой европейской войне - "цивилизованная старушка" Европа или "большая и дремучая" Россия. А нам надо делать свои выводы. Что будет с армянами в этом сложном регионе, когда даже славянские народы доведены до военной конфронтации? Понимаем ли мы, что основной угрозой для существования независимого армянского государства является стремление тюркского мира к пересмотру политической карты региона и полной нейтрализации армянского вопроса? В основе такой долгосрочной стратегии лежит задача последовательного сужения исторического ареала проживания армян в регионе и уменьшение их численности. Осознаем ли мы, что первоочередными задачами тюркской консолидации является аннексия Сюника и физическое соединение разных частей Азербайджана, а также деарменизация Арцаха (по примеру Нахиджевана) и усиление ущербности системы национальной безопасности Армении и ее большей зависимости от внешних факторов.
У тюркской коалиции будут два пути достижения своих целей – или военными действиями, или долгосрочной экономической экспансией. Одни центры влияния будут поощрять такие планы, другие центры влияния будут препятствовать им. Но итогом глобального компромисса между этими центрами может стать государственный суверенитет Армении.
Кстати, вчера Президент Франции анонсировал подготовку новых глобальных обсуждений о том, каким должен быть новый порядок безопасности и стратегической стабильности в Европе. Это значит, что нам также надо быть готовыми к предстоящей глобальной дискуссии, четко понимать, какое место мы можем и будем занимать в этом новом порядке. Готовыми защищать свои национальные интересы. А для этого надо быть максимально патриотичными, прозорливыми и прагматичными.
Армен Геворкян
"Голос Армении"