«В Армении разрушается одна из важнейших основ национальной безопасности – триада «прошлое – настоящее – будущее», - говорит в интервью «Голосу Армении» директор Института сетевых исследований Гагик Арутюнян.
- Странная закономерность: каждый раз перед Новым годом в постсоветском информационном пространстве, особенно в соцсетях, обостряются яростные споры по поводу того, как хорошо или, напротив, плохо, мы жили в советскую эпоху. Одни ностальгируют, вспоминая «Карнавальную ночь», «Иронию судьбы…», ощущение спокойствия и безопасности, другие уничижительны в своих оценках периода «совка». А как советская эпоха вписывается в мозаику глобальных перемен?
- Сегодня по известным причинам многократно возросло количество вызовов, угрожающих безопасности и существованию не только отдельных стран, но и всему глобальному сообществу. В режиме «виртуализации» человеческих отношений одним из наиболее опасных вызовов является внедрение в сознание людей информационных вирусов, которые качественно снижают способность пресловутого «homo virtualicus» адекватно воспринимать не только современные реалии, но и исторические факты. Поэтому представляется, что попытка представить значение «советского фактора» в истории Армении является действительно актуальной задачей.
В этом контексте, при всем моем уважении к коммунистам, отметим, что революция 1917-го года была первым успешным прецедентом развала Российской империи с помощью иностранной агентуры, среди которых особо отмечу Израиля Лазаревича Гельфанда, более известного под именем Парвус, который, будучи советником младотурков, немало сделал и для организации Геноцида армян. После революции в России начался беспредел: на улицах ловили даже учителей гимназий и ставили к стенке, а миллионы ни в чем не повинных людей попали в лагеря Гулага, в которых было расстреляно не менее 3 миллионов человек.
- А как насчет, скажем так, чистой идеологии – в советский период и после?
- Хороший вопрос. При всем вышесказанном, оказалось, что абсолютизация идеологии социализма – коммунизма - все же была намного лучше абсолютизации идеологии либерализма, которая наступила после распада СССР в девяностые годы, когда духовно были уничтожены не менее 100 миллионов людей. По этому поводу вспомним, что, согласно христианским заповедям, убиение человеческой души считается большим грехом, нежели убиение тела. Характерно, что мой близкий друг из Франции, который занимает ключевые позиции в армянской диаспоре и с которым мы в свое время печатали, распространяли листовки и боролись за признание Геноцида в Армении, во время нашего недавнего телефонного разговора, исходя из нынешних армянских реалий, сказал, что нам следует вернуться назад и сказать «спасибо» коммунистам, против которых мы тогда вроде бы боролись.
Что же касается России, которую, как говорил классик, «умом не понять и аршином не измерить», уже в наши дни она стала восстанавливать свой суверенитет, эпоха «неолиберального фашизма» закончилась, более того, именно Россия стала внедрять в мир более справедливые мультиполярные отношения и порядки, что еще раз указывает на то, что нам следует установить с этой страной более тесные союзные отношения.
Особо отметим, что современная Россия вернулась к христианским ценностям и сегодня занимает непримиримую позицию по отношению к извращениям неолиберального фашизма – ЛГТБ движения, педофилии, и т.д…
- Возвращаясь к СССР, каким был советский период для Армении?
- Помимо всего прочего, советский период для Армении был продолжением ее истории в цивилизационном аспекте близкой ей российской империи, к которой она была присоединена после освободительной миссии графа Паскевича в 19-ом веке.
В связи с этим подчеркну, что понятие «империя» в данном случае никак не следует идентифицировать с «колониализмом», как правило, ассоциируемым с нещадной эксплуатацией людских и природных ресурсов захваченных стран, что типично для западной - англосаксонской - традиции. Российскую же империю необходимо рассматривать как некую политическую систему, которая сумела интегрировать народы и народности и создавать для них условия развития. Подобную «странность» этой «империи» уже в советскую эпоху наглядно иллюстрируют данные, из которых, в частности, следует, что в СССР Российская федерация и Белорусская республика фактически были донорами для остальных республик. Конкретно в индустриальном и научно-технологическом плане весьма развитая Армения в период 1985 – 1990 гг. потребляла на душу населения в более чем в 2,5 раза больше, чем упомянутые выше республики. То есть, если следовать общепринятой логике об империях, то получается, что в СССР «колониями» были Россия и Беларусь, а «колонизаторами» – остальные республики.
Правда, конкретно в Армении высокий уровень потребления во многом складывался благодаря крупным финансовым вливаниям «центра» в научно – технологическую и оборонную сферы, и в этом плане Армения занимала ведущие позиции в СССР. Отмечу, что в советской Армении более одного миллиона человек занимались «сложным трудом», что подразумевает, к примеру, как высококлассных токарей или сварщиков, так и инженеров - научных сотрудников.
- А сегодня?
- В современной Армении, по оценкам экспертов, число таких специалистов, уменьшилось более чем в 12 раз, а по официальным данным количество научных работников и инженеров сократилось минимум в 15 раз, то есть общий интеллектуальный уровень нашего общества качественно снизился. Что касается экономики в целом, достаточно отметить, что спустя почти 30 лет после распада СССР, ВВП нашей «либеральной» Третьей республики на 30 – 40% меньше, чем «колониальной» Второй – Советской - республики.
Важным фактором во всем этом является и то, что в составе российской – советской империи, армянский народ восстановил свою национальную идентичность, древние и богатые духовно-культурные традиции, а также особую цивилизационную ориентацию, сложившуюся со времен Византийской империи. Именно эти факторы стали основой Карабахского движения в Армении, которое завершилось блестящей победой нашего общества и освобождением Арцаха в целом.
Между тем сегодня слово «советское», если иногда и мелькает в информационном пространстве, то оно имеет, как правило, негативный смысл. Подобные проблемы с исторической памятью существуют отнюдь не только в Армении и других постсоветских республиках. Эта проблема актуальна и в самой России, где только в последние годы ситуация качественно изменилась.
- И что стало причиной коллективного склероза?
- Дело в том, что такое положение дел – отнюдь не проявление коллективного склероза, а результат целенаправленно и методично проводимой «исторической политики», которая является важной компонентой современных гибридных войн.
- Давайте раскроем суть понятия «историческая политика».
- Этот термин вошел в информационный оборот в 1980–х годах в Германии, однако очевидно, что важность исторических категорий во внутренней и внешней политике была осознана еще в древние времена. Считается, что этим политическим искусством особо хорошо владели китайские (вспомним их поговорки «забывать историю – предательство», «без истории нет будущего») и англосаксонские стратеги.
Как в прошлом, так и сегодня «историческая политика» имеет два вектора направления. Во внутренней политике ее целью является сохранение национальной идентичности и тем самым обеспечение сплоченности и дееспособности общества для противостояния деструктивным внешним вызовам. Во внешней политике вектор «исторической политики» направлен на расшатывание национальной памяти и, как следствие, атомизации общества условного противника (а в некоторых случаях - союзников) и снижение его иммунитета в контексте сопротивления внешнему воздействию.
Следует признать, что в плане «исторической политики» мы все получили весьма дурное наследство из той же советской эпохи. Известно, что в советское время «историю» особенно не жаловали. После революции царский период предавался анафеме, а за доброе слово о прошлом можно было угодить и в Гулаг. Вопрос этот особенно остро стоял в Армении. После советизации начались гонения на христианскую церковь, вместе с политическими деятелями Первой республики были очернены и, в лучшем случае, преданы забвению наши национальные герои – Андраник, Нжде и многие другие. Характерно, что про важность исторической памяти вспомнили в суровые годы Великой Отечественной войны: были восстановлены офицерские погоны, звания и прочая военная атрибутика царских времен, отказались от репрессивных планов против религии и церкви. Более того, именно в военный период частично была возрождена религиозная жизнь, созданы специальные государственные структуры для налаживания взаимодействия правительства практически со всеми конфессиями. В Армении, но уже в шестидесятые годы, под давлением широкого общественного движения была восстановлена память о Геноциде и «реабилитирован» ряд наших национальных героев.
- И тут снова грянула революция, на сей раз «либеральная»?
- Именно. Впереди была новая – «либеральная» - революция. И если большевики присваивали в пользу государства все и всея, то новоиспеченные ультралибералы действовали по принципу «все на продажу» и обворовали у государства практически все, что хоть немного плохо лежало. Попутно сомнительными личностями была приватизирована также и история. В итоге, начался этап охаивания всего того, что было связано с прежней эпохой.
Между тем в «путинской России», которую сейчас принято охаивать на все лады, началась реставрация государственности и вместе с этим - исторической памяти. Отрадно не только появление правительственных решений по организации мероприятий в связи с той или иной исторической датой, но и то, что в СМИ стали регулярно появляться объективные и вместе с тем увлекательно – познавательные материалы как про эпоху большевизма, так и про царский период, и белое движение…
В либерализированной же Армении изначально в обществе доминировали национальные идеалы, и в этом контексте произошла позитивная переоценка истории досоветского периода. Однако спустя некоторое время, национальная идеология была объявлена «лжекатегорией» и общество окунулось в ультралиберальную действительность со своей специфической интерпретацией истории.
Вместе с тем между двумя этими «постреволюционными провалами памяти», в Армении есть существенная разница. Если большевики по своему идеологическому разумению административными способами заставляли собственный народ забывать историю, что встречало сопротивление в обществе и далеко не всегда давало требуемый результат, то современные армянские – назовем их мягко - фашиствующие «неолибералы» - для решения этой задачи, под чутким управлением своих англосаксонско-турецких хозяев, применяют целый арсенал высокоэффективных, высокотехнологических манипуляционных технологий. Между тем фальсификация истории не позволяет реально оценивать действительность и, тем более, практически исключает прогнозирование будущего. Таким образом, разрушается одна из важнейших основ национальной безопасности – триада «прошлое – настоящее – будущее», свидетелем чего мы и являемся в современной Армении.
Зара Геворкян, "Голос Армении"