5 мая 1994 года в Бишкеке (столица Киргизии, ранее город Фрунзе) был выработан и согласован так называемый Бишкекский протокол, подписанный представителями всех трёх сторон азербайджано-карабахского конфликта: Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. Бишкекский протокол стал основой для заключения соглашения о повсеместном и бессрочном прекращении огня в зоне конфликта, договорённость о чём 9–11 мая была документально оформлена российским посредником послом Владимиром Казимировым со всеми сторонами конфликта.
Новости Арцаха - https://yerkramas.org/tag/37467/novosti-Arcaxa
Новости Армении - https://yerkramas.org/tag/37462/novosti-Armenii
Документ был подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Соглашение о бессрочном прекращении огня вступило в силу 12 мая 1994 года.
Факты установления прямых контактов и проведения переговоров между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, подписания тремя сторонами конфликта Московского протокола 18 февраля, Бишкекского протокола 5 мая и Соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994 года не могли не отразиться и на формате переговоров на международном уровне. 6 декабря 1994 года в ходе Будапештской встречи глав государств-членов СБСЕ был принят документ под названием «Активизация действий СБСЕ в отношении конфликта в Нагорном Карабахе».
В нём однозначно признавалось, что конфликтующими сторонами являются стороны, подписавшие 12 мая 1994 г. договорённость о прекращении огня, — то есть Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах. Между тем ещё одним документом, подписанным всеми тремя сторонами конфликта, - то есть, Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом, - стали обязательства сторон по укреплению режима прекращения огня, подписанные военными руководителями трёх сторон конфликта 6 февраля 1995 года при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России и Швеции. А в сделанном в Праге 31 марта 1995 года заявлении действующий Председатель ОБСЕ подтвердил «ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлечённых в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всём процессе переговоров, включая Минскую конференцию»
Соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. в целом, за исключением отдельных инцидентов на линии соприкосновения сторон, соблюдалось вплоть до апреля 2016 года, когда Баку откровенно торпедировал его и начал наступление на позиции армянской стороны в НКР.
После 4-деневной, или третьей карабахской войны, Баку пытался отозвать свою подпись под соглашением от 12.04.1994 г., но под давлением международных посредников вынужден был вернуться за стол переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ по нагорному Карабаху.
В сентябре 2020 года при непосредственной военной поддержке Турции и её наймитов из ближневосточных террористических организаций алиевский режим открыто сорвал соглашение от 12.05.1994 года и напал на Республику Арцах и границы Армении.
Во время и сразу после окончания 44-дневной, или четвёртой (исходя из логики предыдущих войн 1918-20, 1991-94 и 2016 гг.) карабахской войны осени 2020 года у многих серьёзных экспертов возник закономерный вопрос.
А именно: почему Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху не осудила нарушение Азербайджаном соглашения о бессрочном прекращения огня от 12 мая 1994 года и открытое вмешательство Анкары и её наёмников в конфликт?
Хотя была обязана это сделать, равно, как и обязаны были это сделать другие страны сопредседатели.
Посол Владимир Казимиров, спецпредставитель Президента России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорном Карабаху в 1992-96 гг., заслуженный работник дипломатической службы РФ, наиболее авторитетный российский эксперт по Карабаху писал в своей статье «Никто из сторон конфликта или посредников не поднял вопрос – кто сорвал перемирие в Нагорном Карабахе» в «Независимой газете» от 26 ноября 2020 года.
«Странно, что никто из сторон конфликта или посредников так и не поднял важнейший вопрос – кто сорвал перемирие 12 мая 1994 г.? Ведь оно не имело срока действия, было бессрочным (по умолчанию), как многие международные документы. Стать нам безразличными к его срыву недопустимо, и не только потому, что его достигла Россия. Сорван важный международный договор, из-за чего убиты тысячи людей, вдвое больше раненых, десятки тысяч бежали, несметны разрушения. Баку скрывает свои потери, чтоб не омрачать успехи.
…Нет сомнений в том, что вторую войну, реванш развязал Азербайджан. Внезапно реванши и не возникают – требуется своевременная и повсеместная подготовка»
Через несколько дней после выхода в свет статьи Владимира Казимирова, Франция в лице своих Сената и Национального Собрания признает Азербайджан агрессором, признает прямое вмешательство в войну Турции, осудит их, и обратится к правительству страны с предложением признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). Сенат, в частности:
(13) «Осуждает военную агрессию Азербайджана, осуществляемую при поддержке властей Турции и иностранных наемников, и призывает вооруженные силы Азербайджана и их сторонников немедленно выйти с территории, оккупированной в 2020 году, в результате боевых действий в регионе Нагорного Карабаха».
(19) «Призывает правительство признать Нагорно-Карабахскую Республику и сделать это признание инструментом переговоров для достижения прочного мира».
То есть, по факту осудила агрессию тройственного альянса Баку-Анкары-международных террористов против Нагорно-Карабахской Республики лишь одна из стран-сопредседателей, Франция, хотя и сделала это с опозданием. Но здесь надо учитывать провал резолюции в СБ ООН в ходе войны. Уместно вспомнить и известную поговорку «лучше поздно, чем никогда», тем более, что в случае с Францией было даже не «поздно», а «с вынужденным опозданием».
Позиция США может объясняться стремлением «обскакать» Россию в регионе, опираясь на союзника по НАТО Турцию и на другого своего политического союзника Великобританию, которая обладает правом вето в Совбезе ООН и сполна воспользовалась им в ходе войны во время подготовки резолюции по Карабаху.
Но почему промолчал Кремль, который был инициатором соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994 года?
Посол Владимир Казимиров многократно высказывал недоумение в связи с этим.
«Слишком неуклюже не замечать, не признавать или прятать «автора» срыва перемирия и обилия человеческих потерь. Особенно для сопредседателей Минской группы ОБСЕ, тем более России. Она достигла и закрепила то перемирие (как и нынешнее). Есть аксиома для посредников — быть нейтральными к сторонам конфликта. Но есть и другая: служить истине, не скрывать её. А тут даже далёкие от региона конфликта парламентарии Франции и Бельгии, отметив то перемирие, признали, что именно Азербайджан начал эту вторую войну в Карабахе и нарекли его агрессором. Неужто России так трудно разобраться, чья в чём вина? А не загадочно молчать» (https://regnum.ru/news/polit/3135665.html)
Между тем, ещё в дни 44-дневной, или четвёртой карабахской войны, достаточно откровенно высказался на эту тему ни кто иной, как министр иностранных дел Сергей Лавров!
Вот отрывок из его «большого интервью» радиостанциям «Говорит Москва», «Комсомольская правда» и телеканалу «Russia today» от 14 октября 1920 года, то есть, в самый разгар 44-дневной агрессии азеро-турецко-террористического триумвирата против Нагорного Карабаха и Армении.
Цитируем г-на Лаврова.
«…Конечно, политическое урегулирование возможно. Предложения, которые сопредседатели прорабатывали и продолжают прорабатывать, остаются на столе переговоров. Их содержание уже известно: это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определён окончательный статус Карабаха, надёжной связи между Арменией и Карабахом. И такая схема хорошо известна. Думаю, что сейчас, не было бы счастья, да несчастье помогло, вот эти печальные события должны помочь активизировать политический процесс параллельно с решением на земле вопросов безопасности» (https://govoritmoskva.ru/interviews/2860/).
То есть, вместо осуждения факта срыва Азербайджаном соглашения о бессрочном прекращения огня от 12 мая 1994 года и начала широкомасштабной агрессии при прямом вмешательстве Турции (также члена Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию) и её наёмников в конфликт, из уст г-на Лаврова прозвучало утверждение, что война («вот эти печальные события») должна помочь «активизировать политический процесс».
Александр АНДРЕАСЯН, http://russia-artsakh.ru/