«Пашинян и его команда были политически сформированы на идеологической базе западного космополитизма и русофобии и сумели привить то же самое своему электорату. Преисполненные большевистской ненавистью к своим предшественникам, проклинающие Россию, верящие в братство турок и западных спасителей, они даже не понимают, что государство, страна и они сами идут к политическому самоубийству. И этот вывод не имеет ничего общего с любовью к русским, ненавистью к Западу или наоборот. Как известно, в политике руководствуются не любовью и ненавистью, а холодным расчетом. По крайней мере, чтобы не оказаться дровами в большом геополитическом пожаре, примеры Грузии и Украины должны стать для нас уроком. Приведет ли Запад или кто-нибудь еще свои войска, чтобы сражаться за нас? Примеры Грузии и Украины доказывают, что нет. Придет ли Россия нас спасти или хотя бы защитить свои традиционные интересы в Закавказье?», - говорится в передовице журнала «Дрошак» (официальный печатный орган АРФ Дашнакцутюн), который ниже предлагается вниманию читателей в переводе с армянского языка.
После 44-дневной войны Никол Пашинян заявил, что его «предшественники» уже давно сдали Арцах. Эту мысль он повторяет по разным поводам, каждый раз вспоминая разные переговоры и документы, имевшие место ранее. Будто не имеет значения, что под руководством главнокомандующего Пашиняна страна потерпела беспрецедентное поражение и что главнокомандующий, лидер страны, большую часть территории сдал «на бумаге». Неважно, что после четырехдневной войны 2016 года Алиев признал, что иностранные силы вынуждают его признать независимость Карабаха. И тот же Алиев «не догадался» сослаться на указанные Пашиняном документы и «получить Арцах на бумаге» мирным путем, не провоцируя военные провокации как во времена «предшественников», так и при самом Пашиняне.
Похоже, что не имели никакого смысла заявления премьер-министра Пашиняна, о том, что он начинает переговоры с нулевой точки и что «Арцах – это Армения и точка». Также бессмысленны заявления высокопоставленных иностранных чиновников и представителей авторитетных организаций о том, что Никол Пашинян является первым армянским лидером, признавшим Карабах частью Азербайджана, и после этого официального признания они не могут ничего сделать.
В 2020 году, после сдачи врагу 25% территорий, находившихся под армянским контролем, вопрос сохранения власти стал самоцелью для руководства Армении, а приоритетом в его политике стала следующая тактика:
- удовлетворять иностранные заинтересованные силы, таким образом, чтобы им было выгодно оставить его во главе правительства;
- переговоры и процессы, происходящие внутри страны, держать в тайне, насколько это возможно;
- перспективу возможных решений излагать в неполном, неясном виде, «переварив» их для армянского общества как «объективное» спасение и гарантию постоянного мира;
- чтобы возможный внутренний протест внезапно не уничтожил правительство и его соглашения с турками, обстоятельства уступки бывших анклавов и открытия путей связи не излагаются подробно, когда неизвестно, получит ли что-нибудь Армения при уступке анклавов или известно, что остаются требования Азербайджана и Турции по открытию «коридора» через территорию Армении, над которой им будет принадлежать юрисдикция.
Напротив, правительство Азербайджана раскрывает перед своим обществом собственные амбиции:
- захват Сюника, если не всей Армении, под названием «Западный Азербайджан»;
- говорит о возвращении азербайджанских беженцев в Армению;
- проблема открытия «коридора»;
- декларирует закрытие вопроса Арцаха и т.д.
Кроме того, чтобы окончательно закрыть арцахскую проблему, правительство Азербайджана потребовало и получило от правительства Армении письменное подтверждение принадлежности Арцаха Азербайджану.
Никол Пашинян своим привычным манипулированием пытался представить, что размеры территорий Армении и Азербайджана взаимосвязаны, а размер и неприкосновенность одной страны определяются размером и неприкосновенностью другой. Однако, азербайджанская сторона, делая общие заявления о территориальной целостности, никогда не конкретизирует вопрос о ее границах и размерах, а наоборот, не просто требует новых территорий, но на данный момент проникла на 200 квадратных километров вглубь границ Армения и укрепляется на выгодных позициях как для фортификационных, так и для строительных работ, как путем накопления военных сил, так и военной техники. Недавно азербайджанская сторона также отказалась принять конкретные карты в качестве основы для уточнения границ и требует, чтобы это обстоятельство не нашло места в заключаемом мирном соглашении. Это также доказывает, что, подписав мирное соглашение, как это произошло 9 ноября, противник закрепит новые достижения, затем истолкует их по своему усмотрению и, не останавливаясь на границах написанного, пойдет вперед по пути новых приобретений и новых требований.
Сказанное не является теоретическим предположением, а вытекает из того, что произошло после 9 ноября, а также из зашкаливающих азербайджано-турецких геополитических амбиций. В этом плане не случайное появление Пашиняна у руля правительства Армении было подарком Аллаха, благодаря которому турецкий тандем за короткое время достиг невообразимого и теперь спешит добиться гораздо большего, доведя армянский народ до такой ситуации, когда ни одна национальная власть никогда не сможет восстановить суверенитет армянского государства. Никол Пашинян заявляет, что в ходе истории у нас было больше отношений с Азербайджаном и Турцией, чем с Россией, но он не говорит, что эти отношения были правовыми, социально-экономическими, а затем и геноцидными актами изгнания армянского народа и присвоения его родины турками. За столетия, а особенно за последние двести лет, враги практически полностью реализовали свои планы и теперь преследует задачу, используя благоприятные условия правления Никола Пашиняна, стать фактическими хозяевами оставшейся одной десятой части нашей исторической родины. Лидер Армении выполняет требования врага, надеясь, что они где-то остановятся, и в качестве гаранта этого хочет опираться на обещания Запада.
Очевидно, что Пашинян не верит в то, что армянский народ способен защитить себя, и более того, старается не допустить нового подъема народного духа. Конечно, если он способен на трезвую оценку, то признает, что развал армянской самообороны и невозможность организации новой - результат его прихода к власти и его пораженческой идеологии. В этом смысле его первым и самым большим предательством армянского народа было его стремление, не имея опыта военного и государственного управления, стать лидером страны, которая фактически не вышла из состояния войны. Столкнувшись с поражениями и фактом своей неспособности преодолеть это, он стал приспешником врага и теперь ведет Армению к всеобщему историческому, политическому и дипломатическому поражению.
Правительство, преклонив колени перед врагом, не только отказалось защитить арцахских армян во время геноцида, но и приложило все усилия, чтобы ни армянские партии, ни иностранные силы не подняли голос протеста по поводу оккупации и этнических чисток в Арцахе, который тысячелетиями находился под властью армян. Он отказывается протестовать против азербайджано-турецких военных преступлений, завоевательных амбиций, оставляет без ответа угрозы врага и раскручиваемую ложь о том, что будто бы территория Армении в прошлом принадлежала Азербайджану. Напуганный врагами страны лидер, который прячется от собственного народа за полицейскими кордонами, даже отказывается встретиться с официальными представителями Арцаха в Армении, выступает против содержания государственных зданий Арцаха в Армении и лишает их финансовой поддержки, средств выживания. Более того, по его требованию, жители Арцаха должны перестать иметь статус и права в Армении, а на более глубоком уровне преследуется цель не допустить объединения арцахцев и создать такие условия, когда они будут вынуждены покинуть Армению.
Правительство Пашиняна не только бесчувственно к великой трагедии, которую пережили арцахские армяне и вообще все нормальные армяне, но и бессовестно равнодушно, тогда как оно должно было первым принять меры против национального унижения руководства Арцаха, взятого в Баку в плен.
Выполняя требования турок, он снимает с армянской повестки вопрос Геноцида и искажает историю армянского народа на основе турецких националистических теорий, принуждает «ученых» писать в учебниках лживую историю, развивающую ложные турецко-азербайджанские тезисы. Тщательно пересматриваются ключевые исторические, литературные и культурные концепции, закрепленные в образовательных и научных программах - все, что связано с борьбой армянского народа против турецких завоевателей. Ценности, на протяжении веков формировавшие историческую идентичность и менталитет народа и явления, характеризующие непрерывность исторического хода развития нации, выбрасываются из истории. Иными словами, по велению внешних сил, взяв на себя задачу перевернуть с ног на голову геополитические ориентации и приоритеты народа и государства, он с той же логикой вознамерился и ниспровергнуть сознание народа, формируя «нового армянина» - недостойного и лишенного памяти раба, который станет послушным субъектом его планов уничтожения нации. Одним из последних типичных шагов, предпринятых в этом направлении, является исключение произведений Раффи из образовательных программ (Сталин и Кемаль, лежа в могилах, вертятся от радости, видя, как на свет появляются такие наследники армянских революционеров).
Чтобы не создать впечатление, что «бедный Никол» попал в эту ловушку, сам того не осознавая, следует ясно понимать, что это не так. Он пришел к власти по велению Запада, с главной миссией – вытеснить Россию из региона. По его мнению и мнению его покровителей, сделать это можно было бы, отдав Арцах и лишив Россию рычагов влияния на конфликтующие стороны. Конечно, это не было для Никола большим психологическим препятствием, поскольку он всегда открыто ненавидел Арцах и арцахцев, считал их ненужной ношей на плечах Армении и, как и Левон Тер-Петросян, всегда считал, что «...любой ценой должен быть достигнут мир с азербайджанцами и турками». В 2008 году Никол присоединился к президентской избирательной кампании Левона Тер-Петросяна, стартовавшей с тем же лозунгом, и потерпел сокрушительное поражение, ведь гораздо больший процент армян тех дней был проникнут патриотическим духом, большинство из них были грамотными, и абсолютное большинство не предполагало, что Арцах может быть отдан. К сожалению, после прихода к власти Никола Пашиняна толпа, поддерживающая ведущую силу, стала трусливой, не связанной с национальными идеалами, антиарцахской и лишенной исторической памяти.
Пашинян и его команда были политически сформированы на идеологической базе западного космополитизма и русофобии и сумели привить то же самое своему электорату. Преисполненные большевистской ненавистью к своим предшественникам, проклинающие Россию, верящие в братство турок и западных спасителей, армяне даже не понимают, что государство, страна и они сами идут к политическому самоубийству. И этот вывод не имеет ничего общего с любовью к русским, ненавистью к Западу или наоборот. Как известно, в политике руководствуются не любовью и ненавистью, а холодным расчетом. По крайней мере, чтобы не оказаться дровами в большом геополитическом пожаре, примеры Грузии и Украины должны стать для нас уроком. Приведет ли Запад или кто-нибудь еще свои войска, чтобы сражаться за нас? Примеры Грузии и Украины доказывают, что нет. Придет ли Россия нас спасти или хотя бы защитить свои традиционные интересы в Закавказье?
Прежде всего, Россия, возможно, не сможет сделать это против турецко-западного альянса, даже если захочет. Да и зачем ей это делать, если Россия видит, что Армения стала антироссийской и в лице правительства и проголосовавших за нее масс повернулась к Западу? В условиях правления в Армении этих сил, Россия скорее будет стремиться обеспечить свое влияние в Армении рядом с другими иностранными державами, опираясь на экономические и энергетические рычаги и не выводя отсюда собственные военные силы. По требованию Запада Пашинян стремится вытеснить российские вооруженные силы, но в то же время понимает, что в Армении возникнет хаос, особенно в случае разрыва экономических и энергетических связей. Это заставляет его проявлять лояльность и обманывать оба полюса одновременно.
Исходя из геополитических расчетов сегодня страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, как и другие страны, говорят о необходимости политического решения арцахского вопроса (против чего выступают азербайджано-турецкий тандем и правительство Армении). Это означает, что возможность возвращения граждан Арцаха и получения Арцахом определенного статуса еще не исчерпана. Гармонизируя свою политику, азербайджанцы и турки вынуждают власти Армении отказаться от поддержки кого-либо и выступать в переговорах в одиночку. В то же время два турецких государства представляют себя важными геополитическими и экономическими партнерами как для России, так и для Запада и получили определенную поддержку со стороны всех сторон. Армения постепенно замыкается в так называемых мирных переговорах, уступая место и здесь. С другой стороны, Азербайджану удалось полностью вытеснить вопросы Арцаха и народа Арцаха из повестки переговоров.
Правительство Армении, выдвинувшее проект «Перекресток мира», лжет народу сегодня и продолжит обманывать после подписания соглашения с Азербайджаном, что ему (правительству Армении) удалось добиться долгосрочного мира ценой «болезненных уступок». Спустя короткое время после этого станет очевидно, что мир и территориальная целостность вновь стали временными. Тогда правительство Армении состряпает новую ложь. Главное для Пашиняна - максимально расширить собственную власть, что является способом избежать юридического наказания.
А внешне все хорошо - правительство играет воздушными шарами о каких-то экономических и финансовых успехах, хвастается асфальтированными дорогами и строящимися зданиями, готовится устраивать новогодние представления по всей стране, как будто не было геноцида в итоге потери Арцаха и депортации его населения, не было трагической гибели многих солдат в течение года, нет присутствия вражеских войск на стратегических территориях Армении, а также не вызывают беспокойства переговоры, последствия которых могут быть фатальными для страны. Скрывая тяжелое состояние и трагические перспективы страны, правительство пытается обмануть народ временной стабильностью и миром. Новый 2024 год несет в себе опасность того, что самые пессимистичные прогнозы сбудутся.
Сможет ли элита армянского народа устоять и предотвратить свержение государства? Необоснованный оптимизм может вызвать только недоверие. Да, необходимо практическое объединение патриотически настроенных людей и сил вокруг программы действий, а не речей, в основу которых будет положена дорожная карта логических шагов. Мужество является иллюзией, если оно не проявляется в конкретных и эффективных действиях.
Прогресс народа осуществляет не толпа, а сознательные меньшинства. Правительство, уже подчинившее себе законодательные, исполнительные и судебные органы, основное поле пропаганды, стремится подчинить себе и всю местную власть, готовясь к воспроизводству на предстоящих выборах, когда для большинства станут очевидными невосполнимые потери государственности и суверенитета. Борьба необходима, а борьба – это прежде всего вера в победу. На арену должны прийти те, кто верит в победу - время речей давно прошло.
«Дрошак», №12, декабрь 2023 г.
Публикуется в сокращении.
Перевод с армянского – ИЦ «Еркрамас»