«Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» – так перед выстрелом в сына-предателя, перешедшего на сторону поляков, обратился к нему гоголевский казак Тарас Бульба.
А ПРИШЛА ЭТА ФРАЗА НА УМ, КОГДА ПРОСЛУШАЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГЛАВЫ МИД РОССИИ СЕРГЕЯ ЛАВРОВА по комплексу последних процессов вокруг армяно-азербайджанских отношений. Представляется: если бы Лавров не был дипломатом, причем одним из лучших дипломатов современной истории, обращаясь к Пашиняну он сказал бы примерно то же: «Ну что, Воваевич, помогли тебе твои французы?».
Те самые французы, делая ставку на поддержку которых, Пашинян в обход Москвы, назовем вещи своими именами, признал Арцах частью Азербайджана. Тем самым сведя на нет весь 30-летний переговорный процесс с Азербайджаном, где основным вопросом был статус Нагорного Карабаха. С подачи Макрона Пашинян проблему «убрал», что привело сначала к полной блокаде Лачинского коридора, а потом и к исходу армянского населения Арцаха.
Что взамен получила Армения? Как что? Бесполезных в хозяйстве евро-наблюдателей, несколько десятков бронированных джипов и ни к чему никого не обязывающую резолюцию Сената Франции….
С логикой Москвы можно соглашаться, можно не соглашаться. Дело вкуса, геополитики и заказа. Но эта логика проста и понятна. Устами Лаврова Москва еще раз напомнила, что Трехстороннее заявление от 9.11.2020-го, которое привело к прекращению огня в Арцахе, Алиев и Пашинян подписали не с Макроном, а с Путиным. Заявление дало Арцаху несколько лет сравнительно мирной жизни и никак не предопределяло ни будущие переговоры по статусу Арцаха, ни сам статус. Но потом, не проконсультировавшись с главным посредником по прекращению огня, Пашинян в обход Москвы при посредничестве Макрона признает Арцах частью Азербайджана, фактически снимая все вопросы.
Ну что ж, сказали в Москве, не можем же мы быть больше армянами, чем сами армяне, и если Ереван признает Арцах частью Азербайджана, какие у нас аргументы против стремления Баку ликвидировать незаконные военные формирования на своей территории? Тем более, что и Ереван заявляет, что не будет вмешиваться в этот процесс?
Да, Москва обязалась обеспечить безопасность населения и гражданских инфраструктур и сделала все, чтобы так оно и было…. При этом семь миротворцев убито. Какие претензии? Если у Еревана и должны быть претензии, то к тем, кто убедил Пашиняна, что Россия вот-вот развалится, а потому надо сменить главную московскую площадку переговоров на брюссельскую и вашингтонскую… Зато в испанской Гранаде Пашинян прослушал хороший концерт.
Но давайте оставим Лаврова, обратимся к «методологии» действий Пашиняна, что сейчас более чем актуально. Представляется, что причина всех наших бед в том, что, придя с улицы к власти, Пашиняна захлестнула звездная болезнь, и он решил, что теперь море ему по колено.
«АРЦАХ – ЭТО АРМЕНИЯ И ТОЧКА», – ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАСИЛ КАК-ТО ПАШИНЯН, чувствуя себя великим лидером, ведь он заявил то, что не позволяли себе ни Левон Тер-Петросян, ни Роберт Кочарян, ни Серж Саргсян. И поскольку Пашинян ощущал себя великим лидером, в его голове не возник вопрос: «А почему, собственно, они этого не заявляли?».
Не заявляли, потому что понимали: в реальной политике важно не приятное для ушей народа словоблудие, а реальные дела. И делали все, чтобы Арцах не на словах, а на деле был частью Армении. Словоблудие же Пашиняна привело к результату обратному: он стал единственным лидером, который заявил, что Арцах – это Азербайджан…
Ту же ошибку совершил Пашинян и во время войны 2020-го года, когда в середине октября Москва в лице Путина сообщила, что Алиев готов прекратить военные действия. При этом Шуши и Гадрут оставались под армянским контролем, но с условием, что азербайджанские беженцы имели право туда возвратиться. Но «великий главнокомандующий» Пашинян от таких «унизительных условий» отказался и… стал тем руководителем Армении, который сдал Шуши и Гадрут Азербайджану и остановил войну уже на гораздо более худших условиях.
Ну а теперь… Теперь, грабли грозят в третий раз стукнуть по упертому лбу Пашиняна: поддавшись на разглагольствования о том, что Россия скоро проиграет в войне и уйдет с Кавказа, Пашинян всячески оттягивал исполнение того пункта Трехстороннего заявления, согласно которому Азербайджан получал возможность связи с Нахиджеваном через территорию Армении. При этом, согласно подписанному документу, Ереван обеспечивал безопасность транзита, а пограничные войска ФСБ России - контроль за транзитом. Из Москвы не раз и намекали, и прямо говорили, что чем скорее Ереван возьмется за реализацию этой договоренности, тем легче Москве будет выполнять свои функции по обеспечению бесперебойного функционирования Лачинского коридора. Но Пашинян «героически» сопротивлялся, «отстаивая суверенитет» Армении.
В итоге мы потеряли и коридор через Бердзор, и Арцах, а вот «Зангезурский коридор» вышел уже на международную повестку, причем Баку требует его сегодня от Еревана на гораздо более худших для Армении условиях, чем было прописано в Трехстороннем заявлении и позже обговорено на других встречах представителей Еревана, Баку и Москвы.
Заявление Пашиняна, что Арцах – часть Армении, привело к обратному результату. Нежелание Пашиняна остановить войну при условии возвращения в Шуши и Гадрут азербайджанских беженцев привело к новым потерям и окончательной сдаче Шуши и Гадрута. На повестке третьи «грабли» Пашиняна. Не желая давать Баку транзит в Нахиджеван, он все-таки предоставит его, но уже после того, как в Арцахе не осталось армян.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"