По итогам проведенного в 2023 году мониторинга Рейтинг дружественности коммуникационных режимов стран-соседей РФ возглавили Южная Осетия (1-ое место), Белоруссия (2-ое место) и Абхазия (3-е место). Об этом сегодня, 26 февраля, представляя итоги рейтинга, заявила замдиректора НИИРК по научной работе, руководитель мониторинга коммуникационных режимов Валентина Комлева.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
Цитируем по публикации ИАЦ «VERELQ»:
Страны-лидеры
По ее словам, у стран-лидеров рейтинга - Южная Осетия, Белоруссия и Абхазия, сформировано с Россией единое коммуникационное пространство, единые правила, общие условия и возможности для коммуникаций. В этих странах созданы максимально благоприятные условия для отношений с Россией, практически по всем показателям эти страны набирают максимальные значения, отметила Комлева.
Южный Кавказ
Лидером рейтинга на Южном Кавказе является
Азербайджан, занявший 7-ое место. Согласно исследованию, коммуникационный режим Азербайджана все больше синхронизируется с Турцией, при этом в стране нет запретов на коммуникацию с Россией и россиянами. «Были определенные ограничения на въезд граждан РФ армянской национальности, но это не оказало существенного влияния на условия коммуникации с РФ», - сказала Комлева. Уровень режимности коммуникации в стране очень высок, но для России он все еще остается благоприятным. Наиболее приоритетными в 2023 году стали экономические коммуникации, но наиболее динамичными были внешнеполитические контакты, в том числе и с недружественными России странами. «Направления условий внешнеполитических коммуникаций обновляются, исходя из новой ситуации на Южном Кавказе. Они выстраиваются на основании четкого видения Азербайджаном своего места и роли в цивилизационном стратегическом партнерстве с Турцией, со странами региона и тюркскими странами», - заявила Комлева.
Сильнее всех в этом году изменились показатели у
Армении, занявшей в этом году 10-ое место. «Армения резко упала в своих рейтинговых позициях. В 2022 году Армения была отнесена нами к дружественным, но флуктуирующим странам. 2023 год показал, что эти флуктуации двигаются, к сожалению, в сторону недружественности. Политика страны стала более недружественной по отношению к России, но эта недружественность не отражает настроений населения Армении. В связи с определенными политическими решениями и заявлениями властей Армении тысячи жителей Нагорного Карабаха были вынуждены покинуть свою Родину. А вот перекладывание ответственности на Россию вызывало ситуативные негативные общественные реакции. Это пока не глубинные процессы. Но нам нужно понимать, что армянское общество в нынешних условиях, в особенности со второй половины 2023 года, подвергается массированным информационным атакам как с точки зрения СМИ внутри страны, так и извне. В 2023 году Армения стала ярким примером того, как правящая элита, используя свои ресурсы, может изменить режим коммуникации даже вопреки определенной, я бы даже сказала доминирующей общественной позиции. Речь идет о введении новых правил поведения в информационном поле. Речь идет о блокировании альтернативной информации, ограничении на въезд в страну лидеров общественного мнения из России. Речь идет об усилении антироссийской риторики и обвинении России в ошибках и просчетах, на наш взгляд, самой армянской власти», - заявила Комлева.
В Армении в рамках исследования было выявлено несколько расколов. «Первое, это раскол общества и элиты, при оценке правильности выбранных внешнеполитических приоритетов. Второе, это раскол внутри общества по отношению к России и решениям армянской власти. Третье, это раскол бизнеса при оценке экономических выгод при оценке избранных внешнеполитических приоритетов. И четвертое – это раскол внутри силовиков, а также раскол силовиков и политической элиты при оценке реальной способности новых внешнеполитических партнеров Армении обеспечить безопасность страны. На фоне этих расколов считаем, что режим коммуникаций с Россией в 2024 году продолжит оставаться таким же противоречивым и изменчивым, как в 2023 году. Пока сложно сказать будет ли наращиваться антироссийская риторика или же она будет сокращаться в силу того, что такое количество расколов присутствует в элитарной части и каждый из них имеет ресурсы влияния на определенные политические решения», - заявила Комлева.
Грузия заняла 11-ое место, как и в прошлом году эта страна остается в числе относительно дружественных и относительно недружественных стран. «Дело в том, что режим внешнеполитической коммуникации остался антироссийским. На всех внешнеполитических площадках и в политических решениях Грузия придерживается антироссийских позиций и позиций противников России, о чем открыто заявляет. Вместе с тем, режим экономических и гражданских коммуникаций смягчился. В этом показательное увеличение торгового оборота, сотрудничество бизнес-миссий. Открытие авиационного сообщения способствовало росту гражданских коммуникаций. Часть грузинской молодежи заинтересована в участии и приезжает для участия в российских проектах. Посему сложно отнести Грузию к числу недружественных стран, равно как и к исключительно дружественным странам», - заявила Комлева.
Центральная Азия
Практически не изменились позиции у таких стран как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Как и в 2022 году Кыргызстан вошел в подгруппу дружественных, но флуктуирующих коммуникационных режимов. «Сравнительный анализ 2023 года показал, что у политического истеблишмента страны появилось несколько центров претендующих на формирование новых правил коммуникации внутри страны и с соседними странами. А именно это группа, ориентированная на Россию, группа, ориентированная на Запад, и группа, ориентированная на поиск собственной идентичности. Чаще всего такие группы предлагают интенсифицировать сотрудничество с Китаем и Турцией. Противоречия между этими группами – наиболее наглядно проявляются в отношении статуса русского языка и реформ системы высшего образования. В стране усилился в 2023 году контроль за медиапространством с акцентом на сохранение традиционных ценностей и политической стабильности в Кыргызстане», - заявила Комлева.
В Таджикистане в 2023 году создавались наиболее благоприятные условия для экономических коммуникаций с РФ. Политические коммуникации, как и раньше, остались на прежнем стратегическом партнерском уровне. Наиболее сложной для коммуникации сферой остается, как и раньше, сфера НКО из-за сложного законодательства. Ситуативные напряжения возникали из-за случаев с мигрантами, но они существенного влияния на позицию населения и политической элиты не оказали, Россия остается в Таджикистане наиболее привлекательной страной для образования, места жительства и работы.
Как и Таджикистан, Узбекистан в 2023 году продолжил создавать благоприятные условия для экономических коммуникаций и речь тут не только об инвестициях, но и о предоставлении площадок для различных бизнес-форумов и конференций. Кроме того, в 2023 году расширился спектр культурных обменов и молодежных проектов. Также, как и в Таджикистане, в Узбекистане наиболее сложной для коммуникаций остается сфера НКО. Она подчеркнула, что Узбекистан, по оценкам местных экспертов, периодически испытывает давление со стороны западных НКО. Однако по прогнозам в 2024 году в этом направлении могут быть определенные подвижки.
Восьмое и девятое места заняли соответственно Казахстан и Туркменистан. Показатели Казахстана снизились на 8 баллов. Коммуникационный режим именно с точки зрения его дружественности был весьма противоречив. Страна с одной стороны остается приверженной стратегическому партнерству с Россией, но уже в условиях многовекторности таких партнерств. Режим коммуникации в Казахстане менялся с учетом высокой конкуренции внешнеполитической среды, также на коммуникационный режим в стране влияет сотрудничество со странами, поддерживающими давление на процессы на постсоветском пространстве. Кроме того, внутри страны начала формироваться новая культурно-языковая среда, не всегда дружественная к России, заявила Комлева. «Ее развитие в перспективе может привести к сужению гуманитарных контактов. Тем не менее пока условия для развития коммуникаций сохраняются», - сказала она.
Занявший 9-ое место Туркменистан, сохранил свои позиции по сравнению с прошлым годом. «Балльные значения рейтинга не изменились. Продолжая сохранять нейтралитет, Туркменистан для всех своих инициатив старается использовать институты ООН, но вместе с тем, 2023 год стал показательным тем, что Туркменистан стал активизировать свои контакты в рамках региональных объединений – СНГ, ЕАЭС, ШОС, но и более активно чем в 2022 году стал взаимодействовать с ОТГ и ОИС. Скорее всего экономические интересы страны и интересы ее безопасности в перспективе приведут к усилению ее экономических и политических связей с Россией. Факторами развития наиболее благоприятных отношений с РФ станут геополитические и геоэкономические реалии и потребность страны в инвестициях и развитии инфраструктуры», - отметила Комлева, представляя исследование.