Результаты выборов в Национальное Собрание (Парламент) Армении в 2021 году, всего через год после 44-дневной войны, были действительно шокирующими. Увы, наши аналитики не стали останавливаться на этом факте, чтобы глубже разобраться в сути произошедшего. Просто говорилось, что значительная часть народа продолжает оставаться обманутой, находится в плену напрасных надежд, стала равнодушной и т. д. Но ведь были и другие, не менее важные факторы, наложившие тяжелый след на дальнейшее развитие событий. Значительная часть общественности по глупости решила вновь последовать за человеком, который был «архитектором» поражений и катастроф страны.
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ - https://yerkramas.org/block/144/Samoe-populyarnoe
АРМИЯ - https://yerkramas.org/ru/menu/38/army/
Для начала вспомним слова одного из наших великих – Раффи, который в 1861 году произнес горькие слова:
«Армянин горит в огне и не подает ни единого голоса, ни одной жалобы. Признаком смерти армянина является отсутствие у него чувства чести, самолюбия и свободы. Мы говорим о признаке смерти, а не рабства, ибо раб спрятал в своем сердце тупую ненависть к тирану, и она вырывается наружу при удобном случае. Но у армянина и этого нет. У армянина есть то мечтательное желание, которое мы назвали надеждой, которой живут и утешаются ленивые и медлительные народы, что однажды они будут сверхъестественным образом освобождены...».
Невольно вспомнилось хоть и образное, но неприятное для нас высказывание:
«Когда еврей падает в грязь, он думает, как оттуда выбраться, когда падает армянин, он думает, как приспособиться». Здесь есть несколько фундаментальных вопросов, решение которых позволит нам продвинуться немного дальше в понимании этого явления. Речь идет об ответственности.
Кстати, было бы очень наивно думать, что наше общество воспринимает Пашиняна и таких же случайных и безликих людей, как он, особенно серьезно или боится их. Этот единолично принимающий решения тиран-карлик совершенно не вызывает страха, публика просто не склонна брать на себя ответственность. В противном случае общественное восстание и смена власти стали бы неизбежными.
Уместно вспомнить рассказ «Пугало» из шедевра «Пророк» великого арабского писателя, лауреата Нобелевской премии Джебрана Халила Джебрана.
«Я спросил стоящее в саду чучело, — говорит пророк, — послушай, я понимаю безмозглых птиц, которые не знают, что под твоими крыльями ничего нет, я понимаю глупых зверей, которые не понимают, что ты только чучело, но я не понимаю, как ты, ничего из себя не представляя, соглашаешься стоять здесь». И чучело ответило: «Ты прав, да, под моим крылом ничего нет, но какое это имеет значение, главное, что меня боятся...».
Обычно у человека имеется выраженная склонность перекладывать ответственность на других. Всегда есть кто-то, кто заставляет нас страдать. В семьях именно женщина или мужчина делают своего супруга несчастным, дети и родители являются причиной страданий или финансовая система государства, либерализм, коммунизм, политическая идеология, социальная структура и даже Бог. У этого списка нет конца. Так что есть миллион способов избежать ответственности. Если такие причины заставляют нас страдать, мы думаем, что уже не сможем ничего изменить. Как можно быть счастливым в бедном обществе, которым правят капиталисты и бюрократы? В стране, возглавляемой тем или иным президентом, ненавистным премьер-министром и т. д.? Оправдания служат только одной цели: избежать ответственности. Все радикально меняется, когда мы говорим себе: «Я первый человек, ответственный за свою жизнь, все абсолютно на моей ответственности, во всем виноват только один человек, и этот человек — я сам». Это, конечно, предполагает серьезную интеллектуальную, духовную и политическую зрелость, которой еще предстоит достичь, что также требует мужества, потому что мы имеем дело с реальностью освобождения от рабства.
Петр Успенский, один из исследователей великого мыслителя и мистика, нашего соотечественника, Георгия Гурджиева, сказал:
«Прежде всего, причина, по которой человек не освобождается от рабства, заключается в его незнании, незнании своей собственной природы. Не осознавая своей природы, работы машины и ее функций, человек не способен контролировать себя и быть свободным. А без этого он навсегда останется рабом и игрушкой в руках, действующих на него сил». Сегодня наше общество — это уже та порабощенная толпа, которую даже обществом стало трудно назвать. Следующая мысль Стивена Кинга, одного из выдающихся американских писателей, лучше всего отражает состояние нашего общества. Он написал: «Если пугать людей достаточно сильно и достаточно долго, они последуют за каждым, кто обещает им спасение».
Давайте ненадолго здесь остановимся и вернемся назад. На протяжении веков человечество жило и продолжает жить в страхе. Страх – одна из самых основных человеческих эмоций. В одном случае страх имеет положительное, самозащитное значение, в другом случае становится фактором, разрушающим и порабощающим человека. Политики и тираны постоянно запугивали людей угрозами войн, перспективой голода и хаоса, девальвацией драма, катастрофическим экономическим кризисом и т. д.
Их также пугали религии, говоря, что, если они не будут следовать их учениям и заповедям, они окажутся в аду. Даже моралисты были не против пугать людей, напоминать им, к чему приведут отклонения от моральных норм и так далее. Например, Адольф Гитлер любил повторять:
«Толпу необходимо постоянно держать под угрозой войны, независимо от того, реальна она или нет. Таким образом, толпа становится полностью управляемой».
Видный государственный деятель, один из идеологов партии Дашнакцутюн Рубен Тер-Минасян, в своем ценном труде «Воспоминания революционера» рассказывает о положении армянского крестьянства в селах Вана-Васпуракана. Примерно так он описывает ситуацию:
«Когда наша вооруженная группа фидаинов вошла в село, жители нас боялись. Страх густым облаком клубился в их глазах и душах. Впервые они увидели армянских солдат в хорошей форме, с чистым оружием, да, это были армянские солдаты, они не грабили, не воровали кур...». Затем Рубен подробно описывает бедность деревни и безграничные страхи людей. «Кажется, ничто не может вывести их из когтей страха, — сокрушается он, — не говоря уже о том, чтобы поднять оружие против угнетателей». И мы невольно приходим к печальному выводу, что эти страхи вновь подняли голову в некоторых слоях армянского населения в наши дни. А когда к этим всепроникающим страхам добавляются конкретные и видимые онтологические угрозы, становится ясно, почему наше общество невольно стало психологически парализованным. Люди могут не понимать, что, передавая ответственность этому «кому-то», они передают вместе с ним и свою свободу. Случайно ли то, что появление диктаторов является способом, которым толпа склонна избегать личной ответственности?
Сколько бы люди не делали вид, что хотят свободы, факт остается фактом: они охотно отдают ее реальной и дутой власти. Вспомним предвыборные процессы в Армении: «Пусть будет хоть швабра, но наша», «Пусть будет кто угодно, но только не Серж или Роберт» и так далее, с восторгом отвергая направо и налево, не понимая, о чем говорит власть, толпа достигла истории об «обезьяне» с заряженным автоматом в руках. Это тот порочный круг или ловушка, из которой наше государство и общество не могут выбраться. И вот теперь вырвать автомат из рук «обезьяны» стало трудно и даже невозможно, потому что «обезьяна» воодушевлена силами, которые ее обучили и уже вовсю «танцуют». А мир, и особенно наш регион, постепенно утопает в страшных катаклизмах. И в этих условиях значительная часть общества, кстати, даже довольно благоразумная и сознательная часть, как страус, сунула голову в песок, чтобы не видеть угроз и упорно не хочет смириться с тем, что Армению и армян расчленяют и тащат на бойню.
Самообман даже начинает принимать мистические и мифические формы.
«Кто знает, может быть, во всем этом есть тайный код, выходящий за пределы обыденных представлений, который, основан на инстинкте национальной самообороны и не позволяет нам идти на открытое противостояние в хищническом мире, но разве не так мы выжили на протяжении многих веков?». В этих словах Раффи есть намек на это. Но кто может сказать наверняка, что этот мифический код-инстинкт самозащиты не превратился в инстинкт самоуничтожения? Однако, здесь мы снова приходим к фундаментальной формуле, которая заключается в том, что, если есть готовность принять ответственность, страх отступает.
Основатели либеральных течений и демократических идей всегда представляли сочетание свободы и ответственности перевернутыми с ног на голову, говоря, что свобода предполагает ответственность. Но это явно неверный подход, поскольку человек или общество становятся свободными, принимая на себя ответственность. Это перевернутое состояние дошло до наших дней, встречается в западных хартиях и основополагающих документах и стало славным инструментом оболванивания масс, предполагающего переоценку свободы и недооценку ответственности. Если человек или нация не взяли на себя ответственность за свою жизнь, каким чудом они станут свободными? Поэтому ответственность лежит в основе всего. Даже в жизнедеятельности обычного человека, в самой простой ситуации, страхи исчезают, когда он не бежит от страхов, а смело идет навстречу тому, что вызывает страх.
Спросите любого начинающего бизнесмена, и он скажет: «Мой бизнес начал преуспевать с того момента, как я сосредоточился, собрал свои силы, свои возможности и посмотрел страху прямо в глаза». Он также расскажет, как многое стало становиться более ясным и конкретным после того, как он освободился от страха. Не напрасно ли Франклин Рузвельт сказал перед началом великих американских реформ:
«Нам нечего терять, кроме наших страхов».
Страх, помимо приносимого им политического и онтологического разрушения, опасен тем, что отбирает и истощает энергию людей, ибо противоположная сторона страха – это не смелость, а, как говорят мудрецы Востока, отсутствие животворящей любви. Любви к соотечественнику, любви к своей Родине. Все боятся, и это нормально, но мало кто смотрит страху в глаза. Есть только одно противоядие от страха – это осознание того, из чего состоит это разрушительное чувство, каков его состав. И, конечно же, неприятие страусинного поведения. И если это произойдет, то «признак смерти» армян, озвученный Раффи, останется лишь словами огорченного человека в учебниках истории.
Манвел Мкртчян
Официальный орган АРФ Дашнакцутюн, журнал «Дрошак» (№2, 2024 г.)
Перевод с армянского на русский - ИЦ "Еркрамас"