Насколько далеко может зайти кризис в армяно-российских отношениях? Хочет ли Россия остаться в регионе Южного Кавказа и в Армении или готова уйти? На эти вопросы ИАЦ VERELQ ответил профессор и научный руководитель Института военной экономики и стратегии Высшей школы экономики (ВШЭ), ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Дмитрий Тренин.
- Насколько далеко может зайти кризис в армяно-российских отношениях?
- Ну, если говорить теоретически, то он может зайти очень далеко. Он может зайти вплоть до разрыва союзнических и интеграционных связей. Я надеюсь, что до этого не дойдет, но ситуация серьезная. И, как я понимаю, инерция дистанцирования от России усугубляется, движение становится более быстрым. Москва это отслеживает, она не вмешивается во внутриполитическую ситуацию, но она, я думаю, просчитывает разные варианты действий на случай разрыва союзничества и интеграционных связей.
- А какой подход у Москвы? Она хочет остаться в регионе Южного Кавказа, в Армении? Или она готова уйти из Армении?
- Россия собирается оставаться в этом регионе. Этот регион для нее важен, поскольку он непосредственно прилегает к границе. Он важен с точки зрения экономических связей. Я имею в виду весь южно-кавказский или, как мы говорим, закавказский регион. И он важен с точки зрения военно-стратегической, военно-политической. Но здесь возможны колебания присутствия. Поскольку регион довольно динамичный, назовем это так, то возможны самые разные варианты поведения наших соседей. Мы видим, через какие этапы прошли за 30 с лишним лет отношения России с Грузией. Сейчас идет разговор, который мы наблюдаем в средствах массовой информации, о возможном восстановлении дипломатических отношений с Грузией. Точно также через разные этапы проходили отношения с Азербайджаном. Наверное и российско-армянские отношения проходят через тяжелый этап, но это не значит что на этом заканчивается история. Россия никуда отсюда не уйдет, точно так же, как в регионе останется Армения. Поэтому, если можно повторить слова Мао Цзэдуна, «наши перспективы светлые, но пусть извилист».
Айк Халатян, ИАЦ «VERELQ»