Насколько реально заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном в ближайшее время? Почему Баку не идет на подписание мирного договора несмотря на огромные уступки со стороны властей Армении? В чем логика политики властей Армении, ухудшающих отношения с Россией на фоне угроз со стороны Азербайджана? Что же происходит в реальности с проблемой т.н. «Зангезурского коридора»? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Бениамин Матевосян.
- Насколько реально заключение мирного договора между Ереваном и Баку в ближайшее время? Почему Баку не идет на подписание мирного договора несмотря на огромные уступки со стороны властей Армении?
- Я бы объединил два ваших вопроса в один, поскольку они являются логичным продолжением друг друга. Мы должны понять, а нужен ли Азербайджану мирный договор в отношениях с Арменией в контексте его системы безопасности. Давайте будем откровенны, пашиняновская Армения после 2020 года, и особенно после 2023 года, когда полностью была разрушена ось безопасности Степанакерт-Ереван, не представляет угрозу Азербайджану. В восприятии азербайджанской стороны Армения не является субъектом, который в какой-то момент попытается сделать итоги последних событий более справедливыми. Давайте даже не будем использовать слово реванш, поскольку в Азербайджане также прекрасно понимают, что то, что произошло в Карабахе в 2020 и в 2023 годах – это есть не что иное, как установление несправедливости с применением силы. В исторической перспективе сложно себе представить, что такая конфигурация может долго просуществовать. Но в Азербайджане не видят Армению равным себе субъектом, который может представлять угрозу, и не видят мирный договор как одну из фундаментальных основ своей же системы безопасности, и азербайджанская сторона пользуется вот этой ситуацией в Армении в контексте всех этих событий, связанных с так называемым мирным договором, чтобы получить от Еревана все что возможно, вплоть до изменения конституции.
Есть, кстати, один важный нюанс, на который следует обратить внимание, чтобы понять вообще, как Азербайджан и Турция относятся к Армении в контексте всех этих событий, связанных с так называемым мирным договором. Есть распространенное заблуждение, что после подписания мирного договора и открытия т.н. «Зангезурского коридора» Турция откроет границу с Арменией. Почитайте заявление Реджепа Тайипа Эрдогана, который буквально летом говорил о том, что, когда будет открыт т.н. «Зангезурский коридор», тогда Турция может рассмотреть вопрос открытия границы с Арменией. Иными словами, даже если будет подписан мирный договор, даже если будет предоставлен Азербайджану, Турции, Соединенным Штатам Америки «Зангезурский коридор» или любой другой коридор, это не является гарантией открытия границы с Турцией.
Также надо рассматривать ситуацию в контексте взаимоотношений Армении и Азербайджана. Любая уступка не гарантирует, что Азербайджан пойдет на подписание какого-либо мирного документа с Арменией.
- Власти Армении продолжают курс на ухудшение отношений с Россией и даже завуалировано обвинили Москву в организации госпереворота в Армении. В чем логика такой политики на фоне угроз со стороны Баку? Это условие Запада, чтобы помочь Армении и защитить ее от агрессии Баку? И поможет ли такая политика повысить безопасность Армении?
- Наблюдая за процессами, которые разворачиваются в Армении, возникают обоснованные сомнения по поводу того, что армянские власти намеренно провоцируют Российскую Федерацию на совершение действий, которые легитимизируют внутри страны полный разрыв отношений с Россией. Полный разрыв имеется в виду выдворение всего российского военного присутствия и даже закрытие российского посольства на территории Армении.
Одним из таких показательных публичных актов, направленных на то, чтобы спровоцировать Москву на жесткий ответ в отношении политики, проводимой Ереваном, можно рассматривать и информацию о том, что армяне Карабаха в Ростове готовили военный переворот (в Армении), фактически узурпацию власти. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы получить от России жесткий ответ. Как в 2008 году было во время грузино-российской войны, когда Михаил Саакашвили совершил такого рода действия против населения Осетии, что Российская Федерация не имела иного выхода, кроме как осуществить военную операцию. То же самое власти Армении пытаются сделать на территории нашей страны. Как и в случае с Грузией, это было необходимо для того, чтобы на долгие годы сделать немыслимым любой формат конструктивного диалога между Тбилиси и Москвой, то же самое делается и здесь. Делается все возможное для того, чтобы, спровоцировав Россию на жесткие действия в отношении Армении, легитимизировать тотальный разрыв отношений.
Просто есть весьма важный нюанс в сравнении ситуации с Грузией. У Грузии нет таких экзистенциальных врагов, противников, какие есть у Армении. И Грузия, позволив себе ситуацию, когда 16 лет фактически не имела каких-либо приемлемых отношений с Россией, сохранилась как государство, стратегическая глубина их государства, физическая глубина их государства были сохранены. У Армении этой возможности нет. И власти Армении прекрасно это понимают.
- Армянская сторона уверяет, что вопрос т.н. «Зангезурского коридора» снят из проекта мирного договора, а азербайджанские и турецкие власти продолжают говорить о нем. Так что же происходит в реальности?
- К сожалению, как минимум с 2020 года, с 44-дневной войны 2020 года, мы многократно убеждались в том, что власти Азербайджана и власти Турции, к сожалению, намного более откровенны с армянским народом и с избирателями Никола Пашиняна, чем сам Никол Пашинян. Та же самая ситуация в контексте вопроса т.н. «Зангезурского коридора». Судя по заявлениям не только турецкой стороны, но и, например, американской стороны, того же Джеймса О’Брайена (помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии — прим. ред.), который очень откровенно говорит, что «Зангезурский коридор» нужен Соединенным Штатам Америки для того, чтобы создать альтернативный маршрут для связи Турции со странами Центральной Азии, для того, чтобы вывозить продукты из стран Центральной Азии на мировые и европейские рынки в обход Российской Федерации и Китая. Мы понимаем, что в вопросе «Зангезурского коридора» есть очень сильный международный консенсус — Соединённым Штатам Америки, Турции как оператора США и оператора НАТО в регионе, Азербайджану необходим «Зангезурский коридор».
А судя по тому, что политический вектор властей Армении направлен в сторону интеграции государства в тюркский мир, мы можем прийти к несложному выводу, что глобально власти Армении также не против существования «Зангезурского коридора» под контролем Анкары, Вашингтона или Баку. Другой вопрос, что они пытаются найти какие-то способы для того, чтобы красиво упаковать весь этот проект, который просто поставит крест на армянской государственности. Одна из таких попыток —это представить ситуацию, в рамках которой контроль будет передан какой-то частной западной структуре, которая будет осуществлять контроль за тем или иным участком проезда товаров и грузов. Вся суть, однако, заключается в том, что если это будет даже частная контора, во-первых, она будет западная. Это более чем очевидно. Иными словами, в любом случае контроль будет предоставлен Западу.
Во-вторых, будет создана ситуация, при которой Армения, предоставляя контроль за коридором фактически частной компании, должна будет подписать трехсторонний документ с Азербайджаном и с этой частной компанией. Это будет означать, что государство, Республика Армения, часть своих обязанностей делегирует какой-то частной компании. Это ли тот суверенитет, о котором в 2018 году говорил Никол Пашинян, заявляя о том, что он обязательно поднимет уровень суверенитета Армении?
Еще очень важный вопрос. А давайте представим гипотетическую ситуацию, которая с учетом специфики азербайджанского государства возможна. Что в рамках осуществления функционирования этих коммуникаций частная компания может предпринять действия, которые Азербайджан может воспринять как угрозу своей безопасности, угрозу безопасности своим гражданам. Можем ли мы иметь обоснованные сомнения в том, что такая ситуация произойдет, и Азербайджан воспользуется этой ситуацией для того, чтобы начать, в частности, агрессию против Армении? Конечно, мы можем это себе представить. Иными словами, «Зангезурский коридор» – это азербайджано-турецко-американская мина замедленного действия под армянской государственностью.
Айк Халатян, ИАЦ «VERELQ»