Сирия и Ирак обречены на раскол государств, нынешняя ситуация в Сирии - всего лишь начало процесса. Но этот процесс раскола государства может перекинуться и на Турцию. Об этом заявил политолог Степан Даниелян.
Объясняя причины возможного развития событий в подобном русле в эфире Пятого телеканала, политолог отметил: “Чтобы понять причинно-следственную связь нынешних процессов, необходимо обратиться к историческим аспектам в частности к Первой мировой войне, суть которой сводилась к разрушению империй: Российской, Австро-венгерской, Османской и проч. Империи были наднациональными объединениями различных наций, этносов и религиозных групп. В результате разложения этих империй возникают различного рода негативные процессы: этнические чистки, межнациональные войны, межрелигиозные противостояния и геноциды различных масштабов. Эти процессы продолжаются до тех пор, пока те или иные нации, освобождая территорию от остальных, создают свои новые национальные очаги. Геноцид армян в Османской Турции был результатом тех тенденций, которые я описал выше, поскольку Турция также шла по пути формирования национального государства во главе с Ататюрком, однако ей это удалось лишь частично (...)
Однако, этап этнических чисток, геноцидов регион Ближнего Востока в тот период не прошел. Туда пришли крупные державы, такие как Франция и Великобритания, и они начали расчерчивать границы. Если взглянуть на карту Ближнего Востока бросятся в глаза прямые линии границ, границы чертились так, как это было удобно им (Франции и Великобритании), при этом создавая искусственные государства, объединяющие различные нации, этносы и религиозные группы. К таким странам по большому счету относятся и Сирия, и Ирак, и даже в некоторой степени Турция и Иран, однако у Ирана в отличие от остальных было историческое наследие. Сейчас Ближний Восток переживает именно этот этап этнических чисток и геноцидов, потому что после первой мировой войны ни в Сирии, ни в Ираке не удалось сформировать единой нации. Этого можно было достичь посредством определенной модернистской идеологии, такой как была в Советском Союзе, но и этого не произошло. (...) Напротив, в качестве объединяющего аспекта избиралась религия, что в некоторой степени препятствовало формированию единой нации.
В силу всего этого, такие страны как Сирия и Ирак были обречены на разложение. Этому процессу мог препятствовать только сильный авторитарный лидер, такой как Хафес Аль-Асад или Каддафи или Мубарак. Только такие лидеры, которые были способные потопить страну в крови в случае любого восстания, и были в состоянии удерживать единство подобных государств. Сегодняшняя ситуация в Сирии - это только начало, Сирия будет расколота, а вслед за ней и Ирак. Эти процессы могут перекинуться и на Турцию, и в Анкаре это прекрасно понимают”.
На замечание, что сегодняшняя Турция лишь усиливает свои позиции, выступая с экспансионистских позиций и развивая идею неоосманизма, Даниелян отметил: “У Турции нет иного выбора. Почему Турция пришла к идее неоосманизма? Поскольку им не удалось ассимилировать курдов, превратить их в турок с гражданской точки зрения, они решили пойти по пути формирования империи. Сама по себе империя подразумевает наднациональную идеологию. Партия Эрдогана сейчас по сути руководствуется идеологией “Братьев мусульман”. Именно эта наднациональная исламская идеология по задумке позволит удержать целостность Турции. Однако следует учитывать, что численность курдов постоянно растет, и если Турции не удастся реализовать задуманное, процесс раскола может стать реальным”, - считает эксперт.
“Если в Иране и Сирии сформируется Курдистан, это приведет к пробуждению национального самосознания также и турецких курдов. Соответственно, ситуация в Турции также обострится”, - заявил Даниелян. Он призвал не забывать, что все вышеперечисленные страны являются непосредственными соседями Армении, посему подобные процессы не могут не сказаться и на самой Армении. “И вот мы вновь приходим к вопросу коридора через Сюник, который необходим Западу для противостояния как Ирану, так и России. Таким образом, процессы Ближнего Востока затронули Армению в первый раз в 2020 году, и затронут вновь теперь уже по части Сюника. Но на этот раз процессы могут быть намного более жесткими. И тут возникает вопрос: кого считать союзниками Армении в этом процессе. Ответ очевиден: союзниками могут быть те страны, для которых все эти процессы являются угрозой”, - заявил он.
ИАЦ «VERELQ»