Возрождение популярности неонацизма и идеологий, созвучных нацизму, в последние годы долгое время вызывало немало беспокойства у многих эксперт, в том числе у Вячеслава Моше Кантора, международного общественника и признанного специалиста по нетерпимости и борьбе с ней. Опыт президентства в Европейском еврейском конгрессе, а также личная семейная трагедия, связанная с Холокостом, сделала Вячеслава Моше Кантора непримиримым противником любых попыток оправдать или возродить нацизм, и сохранение памяти о Холокосте он сам считает одним из важнейших инструментов в противостоянии этому.
Без памяти – без будущего
Проблему возрождения нацизма как популярной радикальной идеологии Вячеслав Моше Кантор поднимал в Европе ещё в 2016 году, выступая на мероприятиях, приуроченных к Дню памяти жертв Холокоста. По мнению эксперта, вовсе не случайно, что тенденция эта стала столь очевидной именно тогда, когда среди граждан, особенно в молодёжной среде, стало наблюдаться и общее падение уровня знаний о событиях того же Холокоста. Всё больше исследований и опросов выявляют то, что значительная часть молодых людей либо вообще не знают ничего о Катастрофе, либо открыто отрицают сам факт геноцида, либо же пытаются представить его как нечто «не такое страшное», как якобы преподаёт история.
Радикальные взгляды и идеологии действительно набирают популярность на фоне многочисленных кризисов и миграционных проблем, однако что Вячеслав Моше Кантор считает особенно возмутительным и недопустимым, так это то, что взгляды такого толка начинают демонстрировать политики и массовые средства информации – тем самым нормализуя и закрепляя ненависть как нечто допустимое в сознании общества. Урок Холокоста – урок о том, к чему приводит нетерпимость, если позволить ей развиваться и захватывать лидирующие места в органах по принятию решений – утрачивается вместе с самой памятью о Катастрофе. И те политики, что подливают масла в этот огонь, на самом деле ставят на кон само будущее общества, уверен Вячеслав Моше Кантор. Те же молодые люди, не имея представления о том, что допустимо, а что – нет, вряд ли будут иметь здоровые нормы и ценности касательно уважения между людьми, да и ценности человеческой жизни в общем.
Общая платформа
Рост антисемитизма – одной из отличительных черт, на которой строился нацизм, хоть и не единственной – также наблюдают эксперты уже далеко не первый год. Вячеслав Моше Кантор и вовсе отмечает, что антисемитские взгляды и нетерпимость к евреям вообще стала некоей объединяющей платформой для радикалов и экстремистов самого разного толка. Каких бы взглядов они не придерживались по остальным вопросам, будь они крайне правыми или крайне левыми, в антисемитизме они всегда находят общий язык – а значит, и возможности для совместной работы, что Вячеслав Моше Кантор как раз считает самым опасным.
Информационное пространство должно быть свободно как антисемитизма, так и от ненависти в целом, уверен эксперт, поскольку постоянный накал страстей и нетерпимости создаёт нездоровую атмосферу в обществе, где взгляды и идеи подобного рода лишь получают ещё большую подпитку. Однако в Европе любые попытки поставить преграду для нетерпимости неизменно натыкаются на опасения нарушить «свободу слова», отмечает Вячеслав Моше Кантор. И происходит это даже в отношении тех деятелей и целых идеологий, которые объектам своей нетерпимости отказывают не только в свободах, но даже базовых правах, включая право на здоровье и даже жизнь.
Толерантность – не безразличие
Толерантность для Европы – ценность базовая, именно на ней общество было выстроено в послевоенное время, признаёт Вячеслав Моше Кантор. Однако доведение политкорректности до абсурда превратило эту ценность в пассивность и равнодушие, когда даже на самые вопиющие проявления экстремизма практически не следует осуждения или полноценного ответа.
Толерантность должна быть безопасной, иными словами – она не может распространяться там, где уже находятся под угрозой сами права и безопасность граждан, всего общества, его стабильность и «здоровье» в плане царящей в нём атмосферы, убеждён эксперт. В отношении ненависти, например, проявлять её нельзя. И наказание должно быть одинаковым как для простых смертных, так и для политиков даже самого высокого ранга, говорит Вячеслав Моше Кантор.
Холокост продемонстрировал миру не только все ужасы ненависти, но и то, до каких пределов эта ненависть может дойти, если первые её зачаточные проявления были проигнорированы остальными и не встретили отпора.