В пятницу 17 января сего года в новом административном здании военного суда Бакинского судебного комплекса начался процесс, который судебным назвать никак нельзя. Позорным. Циничным. Бесчеловечным. Жестоким. Садистским. Можно до бесконечности продолжить перечень аналогичных определений с такими же зловещими характеристиками. Но самый правильный из них и абсолютно соответствующий тому, что произошло в тот день и еще будет происходить в последующие дни – это АНТИАРМЯНСКИЙ.
Длинный и абсурдный перечень обвинений
Бакинские СМИ уже успели анонсировать этот процесс со всеми подробностями первого дня подготовительного заседания. Были размещены также и несколько фотоснимков с армянскими заложниками этого чудовищного «алиевского» фарса — якобы судебного. Уже только по изможденным лицам сидящих за стеклянным барьером людей было ясно в каких нечеловеческих тюремных условиях они содержались.
Главный рупор алиевской пропаганды газета «Бакинский рабочий» на следующий после первого заседания день отметилась статьей с хамским и издевательским заголовком в духе передовиц сталинского периода репрессий. Обращает на себя внимание тот посыл в статье, в котором, нисколько не считаясь с международными нормами права, категорично заявляется, что «данный процесс в первую очередь послужит подтверждению судебным путем государственной ответственности Армении как страны-оккупанта и агрессора и других ее незаконных деяний».
Не станем здесь и сейчас заниматься по сути бесполезным делом – ликвидацией элементарной правовой безграмотности газеты, которая даже не удосужившись дождаться окончания процесса, уже в самом его начале выносит обвинительный вердикт, цинично называя его справедливым. Обвинительный не только по отношению к подсудимым, невольно оказавшимся в этом «статусе» в силу политических интриг, но и к Армении тоже – стране и ее народу.
Один только длинный перечень обвинений, абсурдных в аспекте основательности их предъявления, однако напыщенно-обобщённо охарактеризованных «преступлениями против мира и человечности», должен по гнусному замыслу газеты якобы внушить мировой общественности «сертификацию» столь же гнусных заявлений азербайджанского президента, который в своем известном злополучном январском интервью нагло спроецировал сложившееся в мире отвратное мнение об Азербайджане на ненавистную ему Армению. Что ж, тогда всему армянскому народу горячий привет от его премьер-министра, не умеющего с достоинством противостоять подобным нападкам на свою страну.
Немой укор Пашиняну и его команде
Впрочем, уже давно стало известно, во всяком случае, здравомыслящей части армянского общества, что Никола Пашиняна слишком мало волнует судьба Армении, которую он старательно и не без помощи того же Алиева превращает в так называемую «реальную», а на поверку даже реально «шагреневую» республику. Так с чего бы ему волноваться по поводу находящегося в бакинских застенках военно-политического руководства Арцаха и других удерживаемых в бакинских тюрьмах армян? Более того, ему, по сути, возвращение военно-политической элиты Арцаха в Армению не выгодно. Ведь они, будучи на свободе, даже ничего действенного не предпринимая, будут ему немым укором — как в контексте проигранной 44-дневной войны, так и полного опустошения всего Арцаха. Не говоря уже о нивелировании переговорного процесса, сведения его на нет.
Конечно, вопрос возвращения и защиты прав пленных, военнопленных и лиц, удерживаемых в Азербайджане, всегда с той или иной интенсивностью являлся сформировавшимся в нашей стране общественным посылом. Это естественно. Поэтому ни сам Пашинян, ни возглавляемая им власть не могла игнорировать такой посыл. Время от времени появлялись в армянских СМИ определенные заявления. Власть как бы хотела показать, что проявляет интерес к данному вопросу. Но… формально. К примеру, Омбудсмен Армении Анаит Манасян после долгого молчания, только в день бакинского суда вспомнила об армянских заложниках, и выступила с заявлением. А что же сам Пашинян? Оказалось, он в свой очередной «пакет» предъявляемых Азербайджану условий в контексте обсуждения пресловутого «мирного договора», включил и такой пункт: «полностью решить вопрос задержанных лиц». Не правда ли, звучит довольно двусмысленно?
Алиев говорит, Пашинян молчит
Что ж, каков поп – таков приход. Так, депутату от правящей партии «Гражданский договор» Ваагну Алексаняну в понедельник 20 января армянскими журналистами был задан напрямую вопрос: почему никаких заявлений относительно бакинского судебного процесса со стороны высшего уровня власти не было? И что же ответил этот «прихожанин» пашиняновской епархии? На удивление тот честно признался, что у правящей фракции НС «не было подобного обсуждения и решения». Однако, поскольку другой «прихожанин» по имени Рустам Бакоян уже высказался по этому поводу, то «ни у кого во фракции нет разногласий» с его заявлением. О том, что содержало в себе это заявление, Алексанян распространяться не стал. Зато с обиженной миной на лице стал разъяснять непонятливым журналистам, что «на эту тему должны были выступить не премьер-министр, министр иностранных дел или вице-премьер, а люди, не вовлеченные в переговоры». Мол, тут кроется некий «дипломатический нюанс». И о нём журналистам знать не дано – «публичность только помешает данному процессу». Вместе с тем, стал уверять, что «правительство Армении ни на секунду не остановит работу в этом направлении». Как говорится, свежо предание…
К счастью, «приход» в виде правящей фракции в армянском парламенте далеко не есть всё армянское общество. Убогим персонам армянского истеблишмента противостоит всё еще здоровая, не обременённая корыстью в упаковке демагогии и дешевого популизма, часть общественности. Она не молчала с первого же дня задержания армянских узников, не молчит и сейчас, когда над ними устроено позорное судилище, и навис алиевский меч беспредельного цинизма.
Эта часть армянского истеблишмента прекрасно понимает истинную причину такого судилища. Главная цель Алиева — дискредитация самой идеи национально-освободительной борьбы арцахского армянства за восстановление исторической справедливости. Карабахское движение, которое до захвата Пашиняном власти в Армении, было воспринимаемо в мире как справедливое в дискурсе международного права на самоопределение, не говоря уже о восстановлении попранной исторической истины, после 2018 года стало рассматриваться бакинской властью в виде мишени для реванша. Реванш, увы, состоялся, и Алиев сейчас упивается своей победой и куражится над всем армянским народом, чтобы не сказать – всей нацией. Абсурдные обвинения, предъявляемые военно-политическому руководству Арцаха – это обвинения в адрес всего армянства. И об этом Алиев говорит вполне открыто. Вполне открыто молчит и Пашинян. И не хочет называть их освобождение среди своих приоритетных задач.
Западный мир не без честных людей
Но говорили и говорят другие. И их, к счастью, немало. Перечисление имен займет много места в этой статье. Поэтому лучше изложить тут их мнения и суждения, чем просто имена, которые в отличие от ненавистных имен вызывают лишь почтение. Так вот, будучи разными по форме, они одинаковы по содержанию. Сегодня действительно трудно оказать немедленную помощь армянским заложникам, однакоиз этого не следует, что им вообще невозможно помочь.
Тут очень важны причинно-следственные связи происходящего. И, прежде всего, следует потребовать от властей Армении сделать освобождение заложников неотъемлемой частью обсуждаемого «мирного» договора и не подписывать такой договор без этого. Даже если в результате его подписание будет отложено. А по большом счету в качестве предпосылки стабильного мира поставить перед Азербайджаном императив признания права народа Арцаха на самоопределение, а также его отказ от преследования любых участников военного конфликта при реализации этого права.
Насколько реальным может оказаться такое предложение, учитывая моральную ущербность Пашиняна перед агрессивной риторикой Алиева, сказать трудно. Пока оно выглядит благим пожеланием. Но за отсутствием иных предложений, которые в одночасье решат эту проблему, озвучивание того, что предлагается сегодня, может послужить хотя бы стимулом для более активных действий. В частности, действенной работы с мировой общественностью совместно с Диаспорой. Тем более, что предпосылки для этого имеются. Так, еще в начале сентября прошлого года, председатель комиссии по внешней политике Сената США Бен Кардин, как сообщало издание foreign.senate.gov, призвал Алиева освободить вместе с азербайджанскими активистами и журналистами, задержанных из-за освещения коррупции или нарушений прав человека в Азербайджане также и армянских заключенных. Известно также, что официальные представители США и ЕС также периодически высказываются о судьбе армянских пленных, призывая Азербайджан обращаться с ними гуманно и в соответствии с международным правом. Там отдают себе отчет в том, что «задержание руководства непризнанной НКР представляет важную символическую победу для Азербайджана». Такое мнение высказал, к примеру, английский учёный-историк и конфликтолог, доктор философии Лоуренс Броерс. Как один из крупнейших специалистов по Южному Кавказу, он задолго до спланированного Алиевым процесса заявил, что процесс этот станет «медийным спектаклем, который будет утверждать точку зрения Азербайджана на карабахский конфликт».
Словом, западный мир не без честных людей, и поскольку надежды на освобождение судимых Бакинским судом наших соотечественников связаны также и с заявлениями западных политиков, есть прямой смысл придать этим предпосылкам честности и справедливости сугубо программный, то есть более действенный, характер.
А в конечном счете, когда на Алиева даже таким способом воздействовать не получится, всегда можно подумать и о более радикальных мерах. В нашей истории, как известно, есть такой опыт.
Поверить в то, что Пашинян способен на радикальные меры вне пределов Армении, конечно же, невозможно. Между тем, по мнению некоторых аналитиков этой темы первый удар начавшегося накануне в Азербайджане судилища над армянскими пленными пришелся прямо по Пашиняну. Азербайджан, получая уступки от Пашиняна, исподволь подготавливает обвинения в военных преступлениях также лично против него. Он может даже объявить на Пашиняна, как бы сегодня это парадоксально не звучало, международный розыск. Так называемое признание Араика Арутюняна о ракетном ударе по Гяндже – первый в этом ряду звоночек. Но до этого Алиев будет максимально выжимать у Пашиняна новые и новые территории. А это уже проблема не Пашиняна, и армянского народа.
"Новое время"