"Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму", - сказано в Евангелии от Матфея. Суть этих слов еще в 16 веке проиллюстрировал гений Северного Ренессанса Питер Брейгель Старший, написав вечную картину "Притча о слепых". И еще со времен Возрождения, особенно в сатирах, возникает образ предводителя слепых, лишь притворяющегося незрячим: вождь-пастух, который вроде оберегает от невзгод и параллельно обирает свою несчастную паству... Словом, у тренд-сеттерской программы "Мода на образование" многовековая история.
"БЕСКОНЕЧНЫ ЛИШЬ ВСЕЛЕННАЯ И ГЛУПОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ - при этом относительно бесконечности первой у меня имеются сомнения". Это сказал Эйнштейн. Тут хочется добавить, что подлость человеческая тоже границ не имеет - по крайней мере у отдельных особей.
Первой нашумевшей цитатой Анны Акобян тоже была цитата из Эйнштейна - "Узел с вещами - это не единственное, что беженец привозит с собой в новую страну". Она появилась на груди первой леди после этнической чистки Арцаха и вызвала шквал возмущения - ответом на предельный цинизм был большой метафорический общественный плевок. Однако непотопляемая дама не угомонилась - утерлась, встрепенулась и пошла "цитировать" дальше.
Новая "цитата" основательницы "Моды на образование", которую она открыла для себя неожиданно и внезапно, как 30 лет назад героиня рекламы открывала для себя прокладки "Always", уже больше недели в фокусе внимания общественности.
"Столько раз терпеть поражение и не научиться проигрывать", Грант Матевосян. На фоне этого слогана на экране, да еще с портретом писателя, еще дней 10 назад Анна Акобян сеяла зерна образования сиречь пропаганду пораженчества и семейный пиар, кажется, в Армавире. Дальше дело дошло до святая святых - Матенадарана.
Девочки и тетеньки, спускавшиеся из нового корпуса Хранилища Древних Рукописей из саркастического до ядовитости репортажа "Свободы" бросали в воздух чепчики от восторга: "Матенадаран такого никогда не видел!..". Бедный, бедный Матенадаран. Зато сами они теперь "артистов видели, академиков видели, Иштояна видели", и - о, счастье - Пашиняна видели! Одна, особо умилительная в своей необоримой наивности, щебетала - "Как важно образование! Чтобы народ поверил, что все будет хорошо, наши границы - надежны, а наша страна выйдет из этого кризиса с победой и пойдет в Европу"... "Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму", - сказано у Матфея...
Совсем по-иному реагируют зрячие. Не только на семейный пиар в рамках программы "Дремучие для дремучих", но и на тягу к "цитированию".
Давид Матевосян, сын великого армянского писателя Гранта Матевосяна, кажется, уже устал объяснять, что ничего подобного отец не писал. Что эта "цитата" - выдранная из контекста и ошельмованная фраза Вано Сирадегяна, который ссылался на эссе Гранта Матевосяна "Мецамор" в статье 25-летней давности. И статья была посвящена - Победе и победам.
"ПРИПИСЫВАТЬ ЭТОТ ТЕЗИС МАТЕВОСЯНУ - ЭТО ПОПЫТКА ДОКАЗАТЬ в подтверждение собственному пораженчеству и стремление навязать его стране, что и Матевосян - идеолог пораженчества. Они хотят обосновать тезис, который эти люди - живые или мертвые, на этом свете или на том - никогда бы высказали, потому что эти люди никогда так не думали", - уверен Давид Матевосян.
На своей странице в соцсети он также подтвердил, что объяснения по этому поводу давал еще в 2021 году, когда возникла первая спекуляция на эту тему. Интересно, кто ее тогда придумал? Уж не Анна ли Акобян, давеча зашипевшая из соцсети, мол, цитата в ходу уже четыре года, что ж вы молчали, филологи и всяческие специалисты... Оказывается, не молчали.
Словом, Анна Акобян села в лужу и весьма основательно. Пожелаем ей дальнейшего сидения и креативности в попытке придумать новый тренд - с образованием вышло много хуже, чем с прокладками "Аlways"...
А теперь тоже позволим себе цитаты. Аутентичные.
"Мы выдержим это испытание так же хорошо, как и наши отцы до нас... Мы должны выполнить еще один долг, более высокий, чем решение проблем нашей эпохи - сохранить те из наших благ, которые носят наиболее возвышенный и непреходящий характер, благ, наполняющих смыслом нашу жизнь, благ, которые мы хотим передать нашим детям в более прекрасном и чистом виде, чем получили их от наших предков". Это сказал Эйнштейн.
"Чаренц, скобы маштоцовских письмен, рукописи, песни, торговля, успехи в чужих землях, наша поэзия, наш Комитас, наш Шекспир, наш Коджоян... Черт возьми, уже 50 лет как покойник Талеат - кто он такой, чтобы все еще отравлять чашу моего бытия? Черт возьми, этот народ тащит на себе свою пудовую культуру так, как борется муравей со спелым колосом, как скрипит арба под хачкаром! Черт возьми, встань на раскинувшейся лавашем у подножья Ноевой горы долине, сорви золотую гроздь винограда из этих тысячелетних виноградников и, глядя на солнце сквозь янтарь коньяка, скажи - я это я!". Это написал Грант Матевосян в эссе "Мецамор".
Черт возьми, идеологи пораженчества и небытия - кто они такие, чтобы отравлять чашу нашего бытия?! Мы - это мы.
Сона Мелоян, "Голос Армении"