Премьер-министр Никол Пашинян начал процесс вероотступничества. Подобной точки зрения придерживается политолог Степан Даниелян.
«Вероотступничество связано с конкретными шагами. Мартин Лютер, когда начал свою знаменитую реформу в католической церкви, основной проблемой считал структуру церкви, единство. Он выдвинул тезис о том, что священнослужители, между прочим, должны иметь право на брак, и сам женился на монахине, а также что должны быть проповедники, которых выбирают, — протестантские церкви выбирают своих проповедников», — отметил он в эфире Пятого канала. Когда Пашинян говорит, что церковь нужно вернуть народу, это означает, что он пытается провести протестантскую реформу, по сути сделать Армянскую Апостольскую церковь одной из протестантских, где католикоса выбирает народ.
Эксперт объясняет, что на следующем этапе каждая община будет выбирать своего проповедника, и общая структура Армянской апостольской Церкви прекратит существование. «То есть ААЦ, как общенациональная структура, перестанет существовать. А в деле сохранения армянской идентичности именно церковь играет ключевую роль, потому что это сеть, и эта сеть централизованно управляется», — подчеркнул он.
Кроме того, добавил Даниелян, многие люди сами не понимают, что такое церковь, что такое единство, церковь — это все, а единство — это духовный слой, который имеет свои уставы, внутренние принципы, и в эти внутренние принципы никто не может вмешиваться.
Подготовила Нана Ваграмян
= = = = = = = =
Власть, пришедшая в 2018 году с лозунгами любви и терпимости, проявляет эти чувства не к своему народу и церкви, а к туркам и азербайджанцам. Об этом заявил декан факультета востоковедения Рубен Мелконян, комментируя вчерашнюю инициативу премьер-министра о создании «Координационной группы», которая займется «освобождением» Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
«По сути, в 2018 году произошла так называемая революция любви и терпимости по отношению к Турции и Азербайджану. С тех пор в нашей стране царит нервозная обстановка, и главным источником этой напряженности является сама власть», — отметил он в эфире программы Review. По его словам, власть, провалившая выполнение своих прямых функций, почему-то считает себя вправе вмешиваться в дела церкви и ставить себя на место судьи Католикоса. Мелконян подчеркнул, что действующий премьер-министр фактически считает допустимым вмешательство не только в церковные дела, но и во внутренние дела университетов и судебной власти. «Это уже можно считать пиком авторитарного помешательства», — сказал он.
Мелконян задался вопросом: кто войдет в эту группу, которая якобы будет уполномочена "исследовать и судить Католикоса Всех Армян, нынешнего наследника трона Святого Григория Просветителя"? «И нужно понимать, что речь не только о личности Гарегина II. Это не вопрос только Патриарха Гарегина, это вопрос престола, основанного Просветителем, которому более 1700 лет. Борьба идет против престола, и поскольку его представитель — церковь, борьба фактически направлена против самой церкви. В результате этой борьбы в обществе углубляется раскол, уровень ненависти в обществе уже настолько высок, что дальше идти некуда. Причем речь не о ненависти к туркам или азербайджанцам — к нашим прямым врагам — а о ненависти со стороны власти и их сторонников к различным слоям общества Армении», — отметил он.
Он подчеркнул, что существуют границы, которые нельзя пересекать. «Помните, в 2018 году, перед приходом к власти, они обещали убрать красные линии — мол, речь шла о красных линиях для парковки. А на деле они убрали все настоящие красные линии. Нет больше табу: можно оскорблять всех, критиковать всех. Единственным "святым и неприкосновенным" остался Никол Пашинян, который действует по классическим авторитарным моделям», — добавил Мелконян.
Он также напомнил, что Пашинян постоянно поднимает вопрос о нарушении обета безбрачия Католикосом, указывая это в качестве обоснования для ухода Гарегина II. «Если следовать такой логике, то что должна сделать власть, которая провалила свои прямые обязанности? А именно — защиту территориальной целостности и безопасность граждан. Возьмем даже их собственную цифру — 29 743 км². Они не могут защитить даже эти 29 743 км², часть из которых оккупирована врагом», — заявил он.
По мнению Мелконяна, действующие власти Армении занимаются лишь тем, что им позволяют Баку и Анкара, и атаки на церковь — наглядное тому подтверждение.
Подготовила Нана Ваграмян
ИАЦ «VERELQ»