В своих шагах против Армянской Апостольской Церкви и ее главы Пашинян действовал по ему привычном лекалу. Сначала полагал, что одного слова его, «великого и ужасного», будет достаточно, чтобы Католикос сложил с себя полномочия. Оказалось – недостаточно.
Тогда решил создать общественные отряды, которые, предполагалось, взяли бы на себя функцию «общественной атаки» на Церковь. Не удалось, призыв остался без ожидаемого резонанса.
ТОГДА ПАШИНЯН ПОШЕЛ НА ЕЩЕ ОДИН ИСПРОБОВАННЫЙ МЕТОД: разделение священнослужителей на «черных и белых». Но то, что хорошо зарекомендовало себя в 2018-ом, на этот раз не сработало. Вызвать противоречия между священнослужителями, которые давали обет безбрачия и женатыми священниками не удалось.
То есть, попытки взять Церковь испробованными методами популизма не удались. Остается крайнее средство: Пашиняну пришлось заявить, что он самолично возглавит поход на Церковь, а инструментом будут силовики…
Что имеем в результате действий Пашиняна на месяц с небольшим? Возбуждение шитых уголовных дел против оппозиционных депутатов, их публичное избиение в парламенте стаей рюкзаков. Смехотворный повод ареста Самвела Карапетяна, за фразу о том, что он по-своему примет участие в процессах вокруг церкви, если политическим силам не удастся разрулить ситуацию… Наезды на предпринимателя, озвученное намерение отобрать у него «Электрические сети Армении».
Разоблачения некоего «заговора», попытки «государственного переворота». По факту, силовики вели этот «заговор» целый год, но так и не нарыли ничего существенного. Однако, Пашинян торопился и, поняв, что все равно ничего более существенного не нароют, дал приказ силовикам сляпать дело из того, что есть. Как в песенке: «Я тебя слепила, из того, что было».
И агрессивная кампания против Церкви…
Почему и куда так торопится Пашинян в преддверии жаркого августа-2025? Так торопится, что силовикам не до отпусков, надо шить и шить. Так торопится, что позорит себя, свою команду. И это еще полбеды: позорит страну. Позорит настолько, что уже далеко за пределами Армении обсуждают, какой именно орган своего тела намеревался показать главе Армянской апостольской церкви премьер-министр Армении. Позор, конечно, выходка хулигана.
Так что же все-таки случилось? Ничего особого: съездил человек в Турцию, поговорил с Эрдоганом. И начал торопиться.
По ряду причин. Во-первых, уже говорили, «операция прикрытия». Прикрытие уже достигнутых договоренностей с Эрдоганом и Алиевым, пока не обнародованных, ну и тех договоренностей, которые будут достигнуты в ближайшее время. Чтобы люди обсуждали не это, а то, как один рюкзак целил бутылкой в оппозиционера, но промахнулся и попал в лоб другому рюкзаку, что, конечно, забавно.
Заодно в зародыше погасить очаги будущего сопротивления договоренностям, уже достигнутым и предстоящим, создать в стране атмосферу страха, на худой конец, безразличия к ежедневным скандалам.
Ну и, наконец, крепко-крепко повязать силовиков, которые сегодня являются основной опорой Никола, и на которых его главная надежда на выборах-2026.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"