Политическое безразличие Диаспоры к внутренним вопросам Армении наиболее выгодно врагу нашего народа — турку. Такое мнение в интервью ереванскому изданию «Грапарак» высказал, главный редактор издающейся в Бейруте (Ливан) газеты «Зартонк», Севак Акопян.
— Антицерковная, и в частности направленная против Католикоса, кампания властей РА продолжается: встреча предателей священников с Пашиняном, арест архиепископа Аршака… С чем мы имеем дело?
— К сожалению, мы имеем дело с серьёзной и опасной геополитической игрой, где Национальная церковь является «жертвой», а ряд трусливых и корыстных, а также нездоровых и тщеславных священнослужителей (не каждый высокопоставленный священник — Хримян Айрик) выступают актёрами этой игры — одни осознанно, другие неосознанно. Однако, осознанно или нет, в конечном итоге эти священнослужители равны друг другу в своём предательстве.
— И чего ожидать: осмелятся ли они «свергнуть» Гарегина Второго под лозунгом «освобождения Первопрестольного» со своими заранее определёнными сатанинскими мотивами?
— Согласно церковному канону, Католикос — преемник престола Григория Просветителя, избранный Национальным церковным собором и помазанный по обряду Армянской Апостольской Святой Церкви — не может быть «свергнут» ни внешними, ни внутренними заказами, ни насильственными притеснениями, ни прихотями властей, или каких-либо невежественных либо заблудших граждан — под каким бы лозунгом или клеветой это ни происходило.
— Это «духовный» поход или обычная предвыборная «постановка», образно говоря, через противопоставление Вараввы и Иисуса?
— Это, по моему мнению, одна из сторон борьбы «Запад против России». В этой борьбе, помимо теорий заговора, существует противостояние глобализма и национального начала. В то время как на Западе церковь — будь то протестантская или католическая — не является структурой, строго привязанной к национальной принадлежности, а носит общинный характер, православная церковь на Востоке имеет национально-духовные основы. А нации, обладающие национально-духовным сознанием и идентичностью, трудно поставить на колени. Следовательно, прежде всего необходимо нанести удар по церкви, чтобы окончательно покорить нацию и расширить геополитическую зону влияния Запада в данном регионе.
— Мы неоднократно отмечали, что отношения между Арменией и Диаспорой переживают кризис, прежде всего «по вине» официального Еревана. Тем не менее, создаётся впечатление, что в армянских общинах «проглотили пашиняновскую наживку» о «грехах бывших», иначе были бы серьёзные волнения.
— Прежде всего, нужно различать традиционную Диаспору и новообразовавшиеся диаспоры. К сожалению, традиционная Диаспора, по естественным причинам прошедшего времени, уже не обладает прежней силой. То же относится и к её традиционным организациям, которые уже не те, какими были в годы после Геноцида. Что касается новых диаспор, они сформировались (не обобщая) именно из-за так называемых «грехов» бывших. Следовательно, они стали «жертвами» пашиняновской «наживки» отрицания прошлого и веры в новое, которая принесла свои ядовитые плоды как в Армении, так и в Диаспоре. Однако особенно печально то, что всё ещё есть люди, которые делают Родину жертвой своей прошлой боли или мести.
— Как руководитель периодического издания Диаспоры, не считаете ли Вы, что армяноязычная пресса за рубежом, как «четвёртая власть», также недорабатывает в вопросе улучшения отношений с матерью-родиной?
— В части недоработки я согласен — причин этому много. Первая — разница в языке (западноармянский и восточноармянский), что относится к классической прессе Диаспоры и до сих пор делает её труднодоступной и малопонятной для армян, проживающих на родине. Кроме того, классическая пресса Диаспоры качественно сильно ослабла и едва выживает, будучи вынужденной уделять свои скудные ресурсы новостям и проблемам местных общин, где она одновременно выполняет важную миссию сохранения армянства. В то же время происходящее на родине, а также царящая там грубая лексика на всех уровнях чужды и отталкивающи для её культуры.
Другой важный момент заключается в том, что в Диаспоре редко встречается действительно свободная пресса, находящаяся в индивидуальной собственности. Классическая пресса в основном принадлежит традиционным организациям, и потому позиция этих структур в разные периоды определяла и подход газет к родине и её властям. Что касается читателей, политическое безразличие к родине начинает достигать опасных масштабов вследствие последовательных разочарований, пережитых ими за последние 7–8 лет. И это, судя по всему, выгодно нынешним властям Армении (не раскрывая скобок, лишь предположу, что политическое безразличие традиционной Диаспоры к армянским вопросам наиболее выгодно врагу нашего народа — турку).
Ара Алоян, https://hraparak.am/