В годы моей юности, во всяком случае в моей среде, пропагандировались принципы со смешанным происхождением: в них были и родовые, национальные традиции («ты из хорошего рода, Арсен Варунц, мы строили церкви»), и определённым образом понятые и переработанные христианские и — не удивляйтесь — коммунистические принципы. Коммунистический режим, безусловно, совершил множество преступлений, но то, что, возможно лицемерно, им проповедовалось, имело определённый положительный смысл: быть верным друзьям, не обманывать, не гнаться за материальными благами. Да, эти принципы ежедневно грубо нарушались — люди писали доносы, воровали и обогащались, — но в душе многих упомянутые выше правильные принципы, приправленные, повторю, национальными, родовыми и религиозными традициями, посеяли добрые семена.
Боюсь, что в постсоветские десятилетия такие семена не сеялись. Когда я вижу людей среднего возраста — 30–40-летних учителей, преподавателей или священнослужителей, которые по указке СНБ или какого-либо другого государственного органа в самом низком советском стиле пишут доносы или выступают с речами аналогичного содержания, я чувствую, что евангельские или светские заповеди прошли мимо этих людей. Конечно, нынешняя власть в значительной степени способствует этой атмосфере: они поощряют «стукачество» — типа, «а вы знаете, что этот человек сказал на уроке, или что тот говорил за чашкой кофе в учреждении?»
Но я против того, чтобы всё сваливать на власть — это в каком-то смысле освобождает нас от ответственности. Те священнослужители, которые подписываются под инициированным Пашиняном документом, направленным на смещение Католикоса, для меня тоже являются доносчиками. Этой подписью они фактически говорят: «Пашинян прав, когда лишает свободы священнослужителей, прав, когда заставляет (в том числе через СНБ) во время Литургии опускать имя Его Святейшества, прав, когда решает, кого можно лишить сана, а кого — нет, кого можно назначить епархиальным предстоятелем, а кого — нет». Это ничем не отличается от писем в газету «Правда» 1930-х годов, в которых тогдашние «стукачи» приветствовали репрессии против «врагов народа».
Так что пусть не выставляют себя дураками, придумывая нелепые оправдания.
Арам АБРАМЯН, aravot.am