«Военная агрессия, которую США готовят против Ирана, не имеет целью завоевание его территории, что по определению невозможно», — говорит в интервью «Голос Армении» военно-политический аналитик Айк Нагапетян.
— Как оцениваете региональные процессы? Многие эксперты говорят, что США всё же могут начать войну против Ирана, и тогда не исключено, что эта война превратится в региональную…
— Если в Иране будет иметь место третья попытка смены власти, то важно понимать цель. Та военная агрессия, которую США готовят против Ирана, не имеет целью завоевание его территории, что по определению невозможно. У США нет таких военных и людских ресурсов, которые можно было бы централизовать для решения подобной задачи.
Цель — раскачать Иран бомбардировками, внутренними терактами, убийствами представителей политического, военного, экономического, духовного и научного истеблишмента Ирана, дестабилизировать страну, чтобы посредством пятой, шестой колонны скинуть нынешнее правительство.
Две попытки уже провалились. Первая — в ходе 12-дневной войны с участием Израиля и США. Вторая — в ходе последних протестов, когда более трёх тысяч человек погибли и несколько тысяч были арестованы.
Третья попытка осуществляется сейчас: США перебросили свою авианосную группу к границам Ирана – суть в том, чтобы нейтрализовать ответные удары Ирана, прибегая к помощи американских военных баз. США боятся этих ответных ударов, тем более что Хаменеи заявил: если война будет, она станет региональной.
— А почему США боятся ответных ударов Ирана?
— Потому что это означает, что под ударом окажутся все военные базы США на Ближнем Востоке, потому что у Ирана есть соответствующее оружие, для которого расстояние — не помеха. У США могут возникнуть очень серьёзные проблемы. Тем более, если учесть, что Азербайджан так или иначе будет иметь своё участие в этих военных действиях, если против Ирана развернётся полномасштабная война. Если такое произойдёт, у Ирана развязываются руки — абсолютно и полностью. И вопли Алиева на тему «Большого Азербайджана» действительно могут обрести жизнь. «Большой Азербайджан» и впрямь может быть создан, но не с центром в Баку, а с центром в Тавризе. То есть часть Азербайджана будет просто присоединена к Ирану. Это надо принять к сведению.
Далее… Сегодня руководство Ирана демонстрирует самую жёсткую позицию, что подвигло Трампа сделать шаг назад. И доказательство этому «шагу назад» — известный кейс компроматов Эпштейна, в котором фигурирует Трамп. То, что этот компромат был слит именно сегодня, на руку двум странам — Израилю и Британии. Не исключено, что именно спецслужбы Британии предоставили его демократам с тем, чтобы слить Трампа, то бишь республиканцев.
— То есть компромат должен заставить Трампа все-таки начать войну против Ирана?
— Именно так — чтобы подтолкнуть Трампа к войне против Ирана. Потому что и Израилю, и Британии на руку, чтобы эта война так или иначе развернулась.
Учитывая подобную реальность, понятно, что для руководства США сейчас не слишком хорошие времена. Если Трамп не начнёт войну против Ирана, будет иметь проблемы с Израилем и Британией, республиканцев будут выдавливать компроматами на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре. Но если Трамп ввяжется в войну с Ираном, третье поражение для него тоже станет головной болью — в контексте противостояния республиканцев и демократов, не говоря уже о том, что такая война действительно может обрести региональный масштаб, куда будут вовлечены и Россия, и Китай.
Руководство США уже приняло к сведению факт многополярного (трёхполярного) мира и пытается превратить его в двухполярный, ослабив Китай. Чтобы остались США и Россия. Но если будет война, я не исключаю, что США просто превратятся, скажем так, в региональную державу, играющую роль только на своём континенте. И ещё вопрос, каким будет влияние США даже в таком масштабе, если, повторюсь, война с Ираном все же вспухнет и США выйдут из неё с поражением. А такие предпосылки есть. Нужно учесть, что Россия и Китай будут делать всё, чтобы поддержать Иран. Да, об этом не кричат на каждом перекрёстке, но это факт.
— Происходят процессы, которые не могут нас не затрагивать. Как вы оцениваете адекватность действий армянского руководства глобальным вызовам, уже сегодня ставящим под угрозу нашу безопасность?
— Об адекватности речи вообще нет. То, что делает сегодня так называемый премьер, не имеет никакого отношения к адекватности. Если регион накроет «цунами», оно снесет Пашиняна. А цунами — это столкновение в регионе как минимум трёх силовых центров. С одной стороны — Россия, Китай и Иран, с другой — США и Израиль, с третьей — Британия, Турция, Азербайджан.
Если столкновение вышеупомянутых центров приведёт к необходимости принимать быстрые решения и, скажем, не будет места для манёвров, то с большой долей вероятности один из центров решит удалить Пашиняна и его бездарную команду с политического пространства — без принятия во внимание позиции любой другой стороны. Пашинян очень много чего наобещал всем силовым центрам, включая те, что я назвал выше, и пробует маневрировать, выигрывая исключительно время. Но если сложится ситуация, когда «позиция» Пашиняна напрямую станет, например, угрозой для Ирана, то может быть просто принято решение, что руководство Армении должно быть сменено. И тема будет закрыта.
— И на этом фоне Пашинян опять «наезжает» на Россию, как он это сделал в своей речи в День армянской армии…
— У него есть надежда, что США начнут его опекать, учитывая, что он отдал США границу с Ираном. Но США — государство, с которым враждовать опасно, а дружить — смертельно. Думаю, курды в Сирии на протяжении как минимум последних семи лет имели возможность неоднократно в этом убедиться.
На самом деле к США нет претензий: они обслуживают свои интересы, и если во имя этих интересов надо принести кого-то в жертву, они это делают без колебаний. Это реальность.
Зара Геворкян, "Голос Армении"