В представительстве немецкого фонда им. Генриха Белля в Тбилиси вчера состоялось публичное обсуждение по теме: «Новый закон о регистрации религиозных организаций как юридических лиц публичного права в Грузии». Мероприятие прошло в рамках проекта ЕС по предотвращению «языка вражды» в Грузии и в формате коротких докладов, после чего докладчики ответили на вопросы присутствующих. После этого состоялась оживленная дискуссия, порой выходящая за рамки конструктивного обмена мнениями, сообщает корреспондент «Panorama.am».
Раскрывая подход Патриархии и Святого Синода Грузинской православной церкви (ГПЦ) по вопросу принятия закона «О религиозных объединениях» Грузии, юрист, представитель Патриархии ГПЦ по взаимоотношениям с религиозными организациями Закария Куцнашвили отметил, что Патриархия была застигнута врасплох подобным поспешным обсуждением и принятием данного закона, а также тем, что ее мнение было проигнорировано властями Грузии. Он отметил, что в данном законе есть ряд юридических упущений и недоработок.
«В данном законе утверждается, что право на регистрацию в качестве юридического лица публичного права имеют все церковные объединения, которые имеют исторические связи с Грузией, а также те религиозные организации, которые зарегистрированы в странах Совета Европы. Однако у нас возникает следующий вопрос: кто и как будет решать, насколько исторически связана с Грузией та или иная религиозная организация? Во скольких странах СЕ должно быть зарегистрировано объединение, чтобы получить возможность регистрации по новому закону в Грузии», - отметил представитель Патриархии.
В свою очередь, председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Тамар Чугошвили отметила, что данные изменения, конечно, являются «шагом вперед» и исправляют дискриминационное законодательство, но все же, они ни на что не повлияли - всего лишь на изменения в названии объединения и его статусе. «Нам еще предстоит сделать многое для того, чтобы права религиозных меньшинств были обеспечены и соблюдены», - отметила Т. Чугошвили.
«Законодательные изменения обеспечили конфессиям возможность регистрации в качестве юридических лиц публичного права и только. Никаких преференций и привилегий данное изменение не предполагает. Это то, что просили представители церквей», - отметил представитель офиса Народного защитника Грузии Бека Миндиашвили.
Эксперт также добавил, что получение привилегий церковными объединениями (налоговые преференции, освобождение от НДС, налога на землю и т.д.), а также реституция их имущества (возвращение потерянных церковных сооружений и имущества), возможны в будущем, однако для этого понадобятся определенные законодательные изменения, а также принятие новых правовых актов.
В своем выступлении представители Управления мусульман Грузии, в лице заместителя муфтия УМГ Адама Шантадзе и Баптистско-Евангелической церкви, в лице и. о. епископа Илии Осепашвили, от имени верующих выразили свое удовлетворение принятием закона «О религиозных объединениях», благодаря чему, Управление мусульман Грузии 15 июля этого года уже прошло регистрацию в Гражданском реестре страны и является юридического лицом публичного права.
После того, как участники дискуссии перешли к комментариям и обмену мнениями, основная дискуссия разгорелась между представителем Патриархии ГПЦ и работником офиса омбудсмена Грузии относительно необходимости и своевременности данного решения парламента. В ходе полемики работник офиса омбудсмена Грузии Бека Миндиашвили отметил, что позиция Патриархии ГПЦ по данному вопросу является неконструктивной и нетолерантной. Закрывая данное мероприятие, организаторы отметили, что данная тема является очень актуальной и оставшиеся вопросы могут быть обсуждены на следующих мероприятиях.
Напомним, что парламент Грузии 5 июля утвердил в третьем чтении поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие присвоение юридического статуса религиозным объединениям. Проект поддержали 70 депутатов, против проекта не проголосовал ни один парламентарий. В то же время они закрепили право того, что конкордат (конституционное соглашение с государством) может быть оформлен только с Грузинской православной церковью. Первопрестольный Святой Эчмиадзин приветствовал данное решение парламента Грузии.
Panorama.am