Армяне Турции требуют от властей соблюдения своих прав, а не толерантности. Об этом говорится в новом исследовании ученых Гюная Гексу Оздогана (Günay Göksu Özdoğan) и Оханнеса Киличдаги (Ohannes Kılıçdağı) для турецкого Фонда экономических и социальных исследований (TESEV).
В исследовании, под названием «Слушая армян Турции: проблемы, требования, и предложения для их решений», рассматриваются различные проблемы, с которыми сталкиваются армяне Турции, пишет Sundayszaman.
«В борьбе с дискриминацией, единственное, что мы часто слышим, но никогда не должны использовать – это концепция «толерантности» в отношении к Османской истории с точки зрения того, что «на протяжении веков, различные культуры и религии на этих землях жили бок о бок и в мире».
По словам, Киличдаги, «толерантность» подразумевает, что власти делают одолжение гражданам второго сорта, которых «не слишком любят».
«Законность должна исходить из прав человека, а не толерантности», - отметил он, добавив, что необходимо принять новую Конституцию, в которой не будут содержаться ссылки на этнокультурную принадлежность. Киличдаги подчеркнул, что необходимо «понимание равенства между гражданами».
Статья 66 Конституции Турции гласит: «каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства, – турок». Для многих в Турции, включая армян, акцент на слово «турок», воспринимается как поощрение и разрешение дискриминационного менталитета, что противоречит правозащитным принципам - открытости и равенства.
Исследование, состоящее из 170 страниц, основано на мнениях в ходе дискуссий на четырех прошедших в прошлом году семинарах, в которых приняли участие армяне Турции, учителя, журналисты, главы фондов, ученые и эксперты.
По мнению участников исследования, недостаточно того, чтобы правительство устраняло препятствия, которые затрудняют сохранение национальной идентичности и культуры армян или ограничивают их возможности получения образования. Они подчеркнули, что необходима непосредственная поддержка для сохранения армянской культуры и образования.
По словам Киличдаги, все участники согласились с тем мнением, что в течение последних 10 лет Турция изменилась в лучшую сторону. Однако, он добавил, что правительственные инициативы рассматриваются в качестве «поверхностных» и нацеленных на увеличение потенциальных голосов для правящей партии «Справедливость и развитие». По мнению участников, процесс реформ чрезмерно зависит от воли премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана.
В исследовании отмечается, что практические действия лишь подтверждают и усиливают данное впечатление. В этом контексте приводится пример исторической армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар в турецкой восточной провинции Ван, которая не была возвращена Константинопольскому патриархату, однако было разрешено проводить в ней литургию всего раз в год. В этой связи следует отметить мнение участников исследования:
«Армянская община, которая изолировала себя в течение всей республиканской истории из-за дискриминационной политики и избегала каких-либо проявлений, начала поднимать свой голос с середины 1990-х годов и требовать равного гражданства и уважения к армянской идентичности, что отразилось в процессе демократизации, начиная с 2000-х годов».
Участники исследования также отметили, что беспокойство вызывает то, как воспринимают армян. В частности, слово «армянин» используется как оскорбление.
«Когда армянин проявляется себя в общественной сфере, он или она воспринимаются как коллективный представитель и спикер всех армян Турции, или даже, в целом, всех армян мира. Например, когда армянин выступает на ток-шоу на телевидении, его воспринимают как человека, говорящего от имени всех армян. Фактически, данный подход в какой-то степени принимался армянами Турции, и, следовательно, турецкие армяне обращают особое внимание на то, что они делают или говорят, чтобы «это не имело негативных последствий для армян».
Исследование указывает на то, что время от времени слово «армянин» употребляется чиновниками и политиками, а также, в целом, людьми, в качестве оскорбления.
«В 1997 году, в период правления Тансу Чиллер, тогдашний министр внутренних дел Мерал Аксенер из Партии верного пути (ПВП) для оскорбления лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана использовал выражение «Ermeni dölü» - «армянское потомство». Этот инцидент многие помнят по сей день. Кроме того, несколько лет назад, депутат Народно-республиканской партии (НРП) Джанан Арытман «обвинил» президента Абдуллу Гюля в армянском происхождении. И Гюль, действительно, воспринял это как оскорбление и подал в суд на Арытмана».
В исследование содержались предложения для гражданских организаций, СМИ и университетов. Одно из данных предложений состоит в необходимости встать лицом к лицу в вопросе Геноцида армян 1915 года. «Необходимо встать лицом к лицу с темным явлением, которое привело к массовому истреблению армян в последний период Османской истории. Необходимо предпринять ощутимые меры не только по выявлению фактов, но и в деле возмещения и компенсации».
В исследование включены также рекомендации для армянской общины Турции, одна из которых указывает на необходимость смены «пассивной позиции» и активно вовлечения в общественную сферу, выступление с гражданскими инициативами, что будет способствовать решению проблем.
В исследовании также содержатся предложения для парламента, политических партий и правительства. Издание приводит некоторые из них:
Новая конституция должна содержать более всеобъемлющее определение понятия гражданства, которое устанавливает равные права для всех этнических групп
Признание и уважение культурного разнообразия и различий должны быть приняты в качестве конституционного принципа
Необходимо ввести поправки в Статью 216 Уголовного кодекса Турции по части наказания пропаганды ненависти, и по части того, чтобы преступления на почве ненависти должны квалифицированы не только как действие, нарушающее «общественный порядок» или «общественный покой», но и как принципиально неправильное явление.
Армянским школам, вместе с другими школами нацменьшинств, должен быть предоставлен особый постоянный статус, новое законодательство должно включать в себя принцип позитивной дискриминации.
Новое законодательство должно соответствовать принципам Конвенции ООН о правах ребенка, и детям из Армении должно быть предоставлено право на получение образования на родном языке.
Учебники истории должны быть свободны от текстов, содержащих «ненависть, вражду» и дискриминационный дискурс в отношении армян.
Равенство с мусульманами должно быть соблюдено широко, начиная от открытия и поддержания мест поклонения для обучения духовенства.
Правительство быть последовательно в исполнении положений циркуляра (от 13 мая 2010 года) для устранения проблем, с которыми сталкиваются немусульманские меньшинства, а негативные и ограничительные действия администрации должны быть расследованы.
Армянскому Патриархату должен быть представлен специальный статус юридического лица.
Немусульманские представители нацменьшинств должны быть включены в Наблюдательный совет по вопросам меньшинств или Департамент Меньшинств, где они могли бы обращаться к проблемам и консультировать немусульманские нацменьшинства.
Власти должны создать условия для устранения идеологических преград в написании истории, расчистить путь для академических исследований, а также устранить потенциальные уголовные препятствия по части публикаций иностранной литературы на турецком языке.
Реализация армяно-турецких протоколов, предусматривающих открытие границы, будет способствовать нормализации отношений между двумя странами.
Необходимо углубить парламентское расследование дела об убийстве Гранта Динка в плане выявления всех преступников и ответственных за преступление лиц.
ARMENIA Today