Международное сообщество должно вновь ознакомиться с правдой о Карабахе. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил болгарская журналистка Цветана Паскалева, представляя новый сборник 7 документальных фильмов о карабахской войне «Карабахские раны».
По ее словам, в фильмах представлены самые значительные витки военных событий в Карабахе начиная с 1991 года и до заключения договора о прекращении огня. «Любой человек, даже если он очень далек от Карабаха и не знает истории этого края, просмотрев эти фильмы, сможет понять, кто спровоцировал и начал войну и почему люди были вынуждены отвоевывать свои собственные земли», - заявила Паскалева, отметив, что эта правда должна быть вновь представлена международному сообществу, которое стало забывать о причинах возникновения трагедии в Карабахе. «Народ Карабаха достоин всех достигнутых побед и та правда, которую он несет на генетическом уровне, рано или поздно восторжествует», - подчеркнула болгарская журналистка.
Она проинформировала, что фильмы переведены на шесть языков испанский, болгарский, французский, английский, русский и армянский. Презентации сборника фильмов пройдут во всех тех странах, где эти языки употребляются. Более того, планируется распространение этих фильмов по всему миру.
По просьбе своих коллег Паскалева представила подробности того, как оказалась в Карабахе и почему, невзирая на войну, тяжелое положение, звучащие из Азербайджана угрозы в свой адрес, приняла решение остаться. «Май 91 года стал для меня роковым. Когда я впервые узнала о депортации армян из Геташена и Мартунашена, я ничего не знала о Карабахе, у меня не было друзей армян. Когда уже после депортации я попала в Геташен и Мартунашен туда уже переселялись азербайджанцы. Я видела разрушенные дома армян, порванные армянские книги, множество разбросанных на полу фотографий армянских семей. У меня было впечатление, что по этим местам прошла нога варвара», - вспоминает Паскалева. Тогда же молодая болгарская журналистка узнала о том, что ее коллега - армянский журналист Вардан Ованнисян числится в списках пропавших без вести, с большим трудом ей удалось узнать о том, что Ованнисян находится в тюрьме. «Мне удалось взять 15-минутное интервью у Ованнисяна, которое я предоставила иностранным СМИ. Затем я начала акцию в защиту Ованнисяна, к которой присоединились многие иностранные журналисты, и уже месяц спустя я встречала его у границы Армении. Это была моя первая человеческая победа», - рассказывает она.
Следующим этапом деятельности Паскалевой в Карабахе стал сюжет об операции «Кольцо», который, по словам болгарской журналистки, стал настоящей информационной бомбой. «Три дня армянские села находились в окружении советской армии и все это время посредством громкоговорителей население призывали покинуть дома. В конечном итоге паника взяла свое – на третий день под дождем люди ушли. Остались только 25 добровольцев для защиты села и я. Лишь благодаря Дживану Абрамяну нам удалось в целости покинуть село. В своем репортаже, который стал настоящей бомбой, я показала, как советская армия помогает Азербайджану депортировать армян из их родных домов», - заявила она.
На вопрос, почему невзирая на все сложности Паскалева продолжала оставаться и работать в Карабахе, она отметила: «Я видела как умирали люди, в каких условиях жили карабахские дети, я видела как армяне делали невозможное, чтобы защитить себя. Я понимала, что правда о Карабахе должна быть услышана. Я рассказывала миру о трагедии в Карабахе и всегда возвращалась обратно. Люди верили в меня, и я не считала себя вправе обмануть их ожидания». На решение Паскалевой остаться и освещать события в Карабахе также повлиял ряд трагических событий, которым она стала свидетелем. «Во время операции «Кольцо», когда Дживану Абрамяну удалось вывести нас из села, мне казалось, что он никогда не должен умереть. Спустя шесть дней, после того как я вернулась, чтобы подготовить репортаж я узнала, что Дживан, Коля (Николай Айрапетян) и Вардан (Вардан Тертерян) погибли. Это была первая самая большая трагедия для меня. На их могиле я поклялась, что останусь и сниму документальный фильм», - вспоминает Паскалева. Еще одним трагическим событием, укрепившим решение Паскалевой остаться, стала смерть 12-летней девочки. «Тогда я жила в госпитале, помогала в вопросах, которые не требовали специальной подготовки. Как-то ко мне пришли и сказали, что в больницу поступила 12-летняя девочка с ранением в животе, требовалась кровь. Я сдала кровь и утром ушла на фронт, когда к вечеру я вернулась мне сказали, что девочка хочет меня видеть. Она была очень слаба, ей было сложно говорить, но у нее горели глаза. Она сказала, что обязательно выживет и когда вырастет станет журналисткой, как я, потому что теперь в ней течет и моя кровь. Я пообещала, что обязательно возьму ее в ассистенты. Когда на следующий вечер, я пришла, чтобы снова навестить девочку, ее кровать была пуста. Девочка умерла. Ее родители, несмотря на трагедию, остались и дожидались меня, чтобы отблагодарить, они сказали, что рады, что увидели свою дочь улыбающейся и все это благодаря мне», - рассказала Паскалева, не скрывая слез.
За годы деятельности Паскалевой в Карабахе, она трижды была приговорена к смерти в Азербайджане. «В первый раз, после освобождение Вардана Ованнисяна, затем за репортаж об операции «Кольцо», а в третий раз за первый документальный фильм», - заявила она. Из-за деятельности журналистки в Карабахе азербайджанское руководство даже посылало ноты протеста в МИД Болгарии. «МИД Болгарии тогда ответил Баку, что я – независимый журналист, который имеет право на собственную точку зрения. Однако в МИД-е меня предупредили о том, что возможны негативные последствия», - заявила она, подчеркнув, что в самой Болгарии ее деятельность не только не осуждали, но и наоборот приветствовали. Паскалева призналась, что после установления режима прекращения огня в Азербайджане о ней немного забыли, лишь в случае активизации размещений ее фильмов и репортажей в Youtube она получает из Азербайджана письма с угрозами и оскорблениями посредством социальных сетей.
ARMENIA Today