Глава сельской администрации Каджарана Рафик Атаян выступил сегодня с заявлением, в котором обратился «к нескольким срочным на данном этапе борьбы вопросам».
Напомним, весной этого года правительство РА приняло решение о признании некоторых земель, принадлежащих ряду сельских общин, в том числе и селу Каджаран в Сюникской области Армении, высшим общественным интересом и изменении их целевого назначения (речь идет о порядка 600 га земли). Эти земли должны быть переданы Зангезурскому медно-молибденовому комбинату для горных разработок. Однако решение вызвало серьезный общественный резонанс. Особенно активно в этой борьбе участвуют активисты инициативной группы «Сохраним Трчканский водопад» (или просто «Трчкан»). Ранее в Ереване состоялась акция протеста в защиту села Каджаран, в которой принимали участие экологи, члены общественных организаций и представители оппозиционной партии «Наследие».
Сами местные жители утверждают, что решение правительство до его принятия не выносило на публичное обсуждение, не было организовано никаких слушаний и у них не было возможности выразить к этому шагу свое отношение. Более того, жители села Каджаран категорически против данного решения, поскольку подобная горнодобывающая деятельность, по их словам, «окончательно превратит Сюникскую область из населенного пункта в могилу ядовитых отходов».
В связи с этим председатель общественной организации «Во имя стабильного человеческого развития» Карине Даниелян в беседе с корреспондентом Panorama.am сказала, что они намерены «выразить протест в связи с трагической ситуацией в области экологической политики и представить требование признать недействительным антигосударственное решение о передаче в аренду Зангезурскому медно-молибденовому комбинату 608 га земли сел Каджаран, Сюник, Арцваник, Севакар, Ачанан, Чапни Сюникской области». К. Даниелян выразила убеждение, что правительство должно прислушаться к мнению народа и признать это решение недействительным.
В ходе акции у здания правительства глава сельской администрации Каджарана Рафик Атаян заявил, что местные жители не собираются покидать свои земли. «Решение правительства должно быть признано недействительным», – потребовал Р. Атаян, вновь подчеркнув, что о данном решении он и главы всех других общин и области узнали только из Сети. В беседе с журналистами Р. Атаян отметил также, что речь идет о 131 семье. «Народ выселяют, но нам некуда идти. Как нам оставить свои дома, могилы родных, куда идти? Я вырос в этом селе, создал семью, здесь родились мои внуки, там покоятся мои близкие, это мое место. Кроме того, это приграничное село», – сказал тогда сельский староста.
В сегодняшнем же заявлении он подчеркивает, что «на одной чаше весов – приграничное село Каджаран, на другой – интерес нескольких неизвестных с их неутолимой страстью к грабежу». В заявлении отмечается: когда говорят о «высшем общественном интересе», указывают на то, что бюджет за счет этого решения пополнится, однако «неужели уплату налогов можно считать проявлением великодушия».
«Целью средств бюджета также в конце концов должно быть укрепление приграничных территорий. Если в бюджете есть средства, а на границе имеем заброшенные деревни, тогда кому нужен этот бюджет? Исходя из сказанного, заявляю: высшим общественным интересом является в первую очередь защита и укрепление приграничного села. Иного высшего общественного интереса я не представляю» – сказано в заявлении Р. Атаяна.
Сельский староста возмущен «модой, которая завелась в последние несколько месяцев»: разные чиновники из столицы приезжают в Каджаран, а затем в один голос заявляют, будто здесь живут всего несколько семей. По словам Р. Атаяна, данные утверждения не только ложны, но и позорят тех, кто их делает, в частности, они наносят вред репутации заявляющего об этом директора комбината Максима Акопяна, «патриотические представления которого расходятся с представлениями каджаранцев». Кроме того, подчеркивает Р. Атаян, даже если это и было бы так, то данное обстоятельство еще раз подтверждает, что село Каджаран на протяжении многих лет оставалось вне поле зрения ответственных лиц.
«Если бы было хоть немного порядочности, то жители Каджарана поощрялись бы, возмещался бы наносимый им ежедневный ущерб, а не компрометировались бы, подвергались террору и изгонялись из села оставшиеся», – говорит Р. Атаян и добавляет, что выступающие на тему «высшего общественного интереса» путают свой личный интерес с общественным, разгуливают по родному селу в сопровождении охранников, «укрываются в своих палатах за пределами Каджарана», а сыновья их избегают службы в армии.
Сельский староста, обратившись к доходам М. Акопяна, подчеркивает также, что в последние месяцы руководство комбината «осуществляет в отношении жителей Каджарана политику сеяния атмосферы страха и ужаса», также не берут на работу демобилизованных из армии молодых каджаранцев, чтобы они отчаялись. Однако, говорит Р. Атаян, это тщетно, никто сдаваться в борьбе за село не собирается.
Р. Атаян при этом отмечает, что свое заявление об отставке не отзовет до тех пор, пока правительство не изменит своего решения и окончательно не назовет имена владельцев каджаранского комбината, от которых сельчане собираются потребовать компенсации за наносимый окружающей среде и людям «невообразимый вред».
Более того, каджаранцы обращаются к Чрезвычайному и Полномочному послу Германии в Армении, чтобы он обеспечил визит в село Гюнтера Пиларски – директора немецкой компании «Кронимет Майнинг», которая, согласно официальным данным, является главным собственником комбината. Сельчане требуют объяснений на счет того, с какой стати компания претендует на территорию Каджарана, если разрабатываемое в настоящее время месторождение обеспечит доход как минимум еще на 2 века.
Резюмируется заявление тем, что жители Каджарана и те, кто их поддерживают, не собираются уступать ни пяди территории села и никакой речи о переговорах на сей счет быть не может.
«Наша борьба последовательна. На протяжении веков каджаранцы защищали свое село от иноземных захватчиков. И сегодня мы настроены решительно и пойдем до самого конца в деле защиты нашей Родины и в борьбе с захватчиками. Если для некоторых Каджаран – это месторождение, средство накопления новых миллионов, то для нас это Родина, вокруг которой никакой торговли быть не может. Призываю весь армянский народ присоединиться к стойкой борьбе каджаранцев», – заявляет Р. Атаян.
Panorama.am