В ряду нерешенных проблем тбилисских армян важнейшим, вероятно, является вопрос образования. Обеспечение возможности получения образования на армянском языке – ключевая и даже стратегическая задача, решаемая исключительно благодаря армянским школам. Без армянских школ бесперспектива деятельность всех остальных национальных структур: не будет школы – армяноязычные газеты автоматически лишатся своих читателей, армянский театр – зрителей, армянский телеэфир – телезрителя, а армянская церковь – верующих. Отсутствие школ, безусловно, приведет к ассимиляции этнических армян в грузинской среде, а тбилисское армянство, как неотъемлемая часть всего армянства, перестанет существовать в качестве таковой. Таким образом, вопрос сохранения национальной идентичности армянства Тбилиси обусловлен главным образом и прежде всего бесперебойной деятельностью армянских школ. И хотя многие осознают эту простую истину, тем не менее ситуация в этой сфере из года в год не перестает ухудшаться.
Славное прошлое
Тбилисские армяне получили в наследство довольно сильную национальную образовательную систему. Достаточно упомянуть Нерсисяновскую гимназию (1824), где учились Перч Прошян, Газарос Агаян, Ованес Туманян, Хачатур Абовян, Дереник Демирчян, Степанос Назарян, Ерванд Лалаян и многие другие выдающиеся деятели армянской культуры. Слава прошлых столетий, особенно XIX века, настолько сильна, а память о нем настолько глубока, что до наших дней позволяет духовно и психологически подпитываться своими истоками и одновременно с надеждой смотреть в будущее. Беседуя о нынешних проблемах в сфере образования, один из наших респондентов, упоминая о славе Нерсисяновской гимназии, сказал: «Когда католикос Нерсес учредил Нерсисяновскую школу, 80% тифлисских армян не говорили по-армянски, но он укрепил и усилил школу, и все автоматически пошли туда. Если школа будет хорошей, родители поймут, что есть перспектива»1. То есть этот блестящий пример продолжает все еще вдохновлять тбилисских армян, хорошо знающих историю армянского Тбилиси. Однако выстраивание будущего лишь на основе памяти о славном прошлом, без конкретных усилий в настоящем, настолько ограниченно по своему потенциалу, что перспектива этого будущего становится все более и более смутной. Факт в том, что сегодня от этого наследия мало что осталось, и с этими реалиями необходимо считаться.
Советское прошлое
В годы Советского Союза деятельность армянских школ была почти бесперебойной. Будучи вовлечены в советскую образовательную систему, они даже вступили в знаменательную стадию развития. В советской Грузии в армянонаселенных кварталах Тбилиси, как правило, дети этнических армян посещали армянские школы, исключения были крайне редки, в основном в смешанных семьях. Например, в 1976г. в Тбилиси действовали 32 армянские школы, выпускники которых имели широкие возможности получить высшее образование в различных вузах страны, поскольку образовательный уровень всюду был почти одинаковым (с незначительными отличиями). В числе перспектив были, в частности, армянский отдел Тбилисского педагогического института им.Пушкина, вузы Армении, а при желании – другие высшие учебные заведения.
Постсоветский спад
В постсоветские годы ситуация начала переживать перманентный спад. Уже в 2006-2007гг. община имела всего 7 армянских школ, из которых лишь две были полностью армянскими – 95-ая и 104-ая. А остальные школы были армяно-русскими, т.е. в них действовали армянский и русский сектора. В эти годы во всех семи школах в совокупности учились всего 732 ученика.
За 20 лет грузинской независимости армяне Тбилиси предпочитают отводить детей не в армянские и даже не в грузинские, а преимущественно в русские школы. В результате, около 90% учеников и 75-80% преподавателей в русских школах столицы – этнические армяне. Фактически, можно сказать, что вся русская образовательная система Тбилиси в постсоветский период поддерживалась за счет местных армян. Хотя в последние годы поток армян в грузинские школы несколько увеличился и достиг почти 15%, тем не менее армяне в целом предпочитали получать русское образование. По всей вероятности, на то есть несколько причин, одна из которых – оставшаяся от советского режима инерция, когда люди чувствовали себя гражданами большого русскоязычного пространства. Другая причина была в том, что большинство родителей представляли более-менее благоприятное будущее своих детей не в Грузии и, к сожалению, не в Армении, а за границей, в частности в России. Но была еще одна немаловажная причина: русские школы, похоже, обеспечивали для тбилисских армян некий переходный или промежуточный статус. Скрываясь в тени «великого могучего русского языка» и ушедшей, некогда «мощной империи», значительная часть армянства, видимо, подобным образом пыталась сопротивляться постоянно усиливающемуся влиянию всепоглощающей грузинской этнокультурной атмосферы.
Не секрет, что в армянских школах из года в год сокращалось число учеников-армян. В числе множества причин (о которых мы здесь говорить не будем, поскольку по разным поводам неоднократно писали об этом) следует выделить проблему качества образования. Дело в том, что в последние годы в ряде школ формировались так называемые «укопмлектованные» классы. Суть их заключается в том, что если количество учеников в каком-то классе было ниже минимального стандартного уровня, заранее зафиксированного государством, то это лишало класс государственного субсидирования для обеспечения учебного процесса. Тогда директора школ были вынуждены пойти на компромиссные шаги, создавая объединенные классы, например, 1-й класс проводил занятие со вторым, 3-й с 4-ым и т.д., но учебный процесс вел один учитель. В результате сокращался преподавательский состав и, следовательно, финансовая нагрузка государства. И в таких условиях, безусловно, существенно страдало качество образования, усиливалось недовольство родителей, численность же учеников из года в год сокращалась. Фактически, формирование «укопмлектованных» классов не только не разрешило проблему, но и подорвало качественный остов армянских национальных школ Тбилиси.
Современное положение
К сожалению, можем констатировать, что история национального образования для армян Тбилиси подходит к логическому концу. Краху, безусловно, способствовала «реформаторская политика» грузинских властей в сфере образования, однако армянская сторона также имеет свою долю вины: тбилисское армянство фактически оказалось неготовым к новым вызовам, возникшим в годы независимости.
За последние годы завершилась история таких крупных армянских школ Тбилиси, как 93-ья, 110-ая. Так, 93-ья армянская средняя школа находилась в армянонаселенном квартале Авлабар. Учитывая ситуацию, сложившуюся вокруг школы еще в 2006г., можно было уже тогда спрогнозировать неизбежность ее закрытия (о наличии такой опасности мы писали еще в 2006г.). В те годы в армянском секторе обучались 60, а в русском – 340 учеников, причем подавляющее большинство учеников русского сектора составляли этнические армяне. Вот как происходило огрузинирование этой школы. В этой школе сначала открылся грузинский сектор. Сюда полностью перевели учеников бывшей 98-ой грузинской школы. Поводом послужило то, что незадолго до этого здание 98-ой грузинской школы отчасти сгорело. Во всяком случае, среди местных армян тогда еще распространились слухи о преднамеренном поджоге. В те годы также муссировалось мнение, согласно которому частичный поджог здания школы дает, по сути, возможность ее отчуждения от государства и последующей продажи в качестве частной собственности. Как бы то ни было, не исключались оба мотива. Размещение грузинской школы в здании армянской вызвало массу недовольств, возникли новые проблемы, связанные с распределением классных комнат, вынужденным обучением в две смены и т.д. Естественно, грузинский сектор имел массу привилегий, по меньшей мере из-за того, что количество учеников там было больше. Далее началось постепенное «поглощение» армянского сектора грузинским, и в конечном итоге закрытие армянских классов. Сегодня школа #93 уже полностью грузинская.
110-ая армянская средняя школа также находилась в армянонаселенном квартале «Метрострой». Это была довольно большая армянская школа, воспитанники которой успешно участвовали в олимпиадах по разным предметам. В школе организовывалось множество мероприятий. Летом прошлого года она закрылась, а учеников перевели в находящуюся по соседству 103-ью грузинскую школу. До этого с работы был освобожден директор школы – этнический армянин, на короткое время на его должность назначили замдиректора – тоже этническую армянку, но затем школу закрыли. Последний директор 110-ой армянской школы, армянка по национальности, после закрытия оказалась в статусе замдиректора уже 103-ьей грузинской школы, директором которой, естественно, была грузинка. Добавим, что после закрытия 110-ой школы многие учителя-армяне были уволены с работы.
Сегодня настораживающая ситуация в армянских секторах 131-ой, 132-ой и 81-ой школ. В названных школах в этом году не были сформированы первые классы (отметим, что закон позволяет открывать первые классы при наличии всего трех учеников). В вышеупомянутых школах остались только старшие классы, по окончании которых армянские сектора автоматически закроются. Однако возможна более грустная перспектива, когда эти отделения могут закрыться до достижения выпускного возраста учеников. Дело в том, что хотя, согласно действующему образовательному закону, для формирования первого класса достаточно иметь всего трех учеников, но, согласно тому же закону, 6-ой класс должен быть укомплектован миниму 18 учениками, в противном случае руководство школы вправе расформировать этот класс и распределить учеников по другим классам. Еще более жестким оказался закон в отношении старших классов: здесь необходимое количество учащихся составляет уже 21 ученик. Сегодня число учеников в этих классах не внушает особых надежд на то, что эти классы сохранятся как армянские до старшей школы включительно. Если классы закроются, то не исключено, что часть учеников предпочтет перейти не в другую, далекую от своего местожительства школу с армянским сектором, где сможет продолжить свое обучение на армянском языке, а скорее останется в той же школе и перейдет в грузинский сектор.
Отметим, что транспортные расходы занимают не последнее место в ряду причин, препятствующих детям посещать армянские школы. Мы лично были свидетелями случая, когда родитель, желая сохранить национальную идентичность ребенка, отвел его в армянский класс, который, однако, находился далеко от места проживания. Однако через некоторое время, когда учебный процесс еще не начался, он уже сомневался в правильности своего выбора. Тот факт, что первоклассников как правило сопровождают в школу родители, безусловно, преумножает транспортные расходы, и не все родители могут решить эту проблему. Согласно последним данным, эта история имела положительное окончание благодаря активному вмешательству тети ребенка, которая (мы были свидетелями) прилагала усилия, убеждала и даже предлагала финансовую помощь на покрытие транспортных расходов, лишь бы обеспечить армянское образование ребенка.
Этим летом стало ясно, что руководство страны решило закрыть русские школы, мотивируя это тем, что якобы выпускники этих школ получили низкие отметки во время выпускных экзаменов. Согласно муссируемым слухам, выпускникам русских секторов намеренно поставили низкие экзаменационные оценки, чтобы оправдать закрытие этих секторов. Заметим, что, представляя те или иные распространенные слухи, мы далеко не ставим себе целью выявление истины, так как это не в нашей компетенции. Для исследователя часто намного важнее сам факт их существования, который является четким индикатором недоверия армян по отношению к любым «реформам» грузинского правительства. Как бы то ни было, русские школы и сектора закрылись. Но так как они комплектовались в основном за счет армянского контингента учащихся, то для местных армян сложилась интересная ситуация – они оказались перед выбором: либо вернуться к своим корням, т.е. в армянскую школу, либо окончательно встать на путь огрузинирования и идти в грузинскую. В сентябре этого года все еще были надежды, что в результате закрытия русских школ будет заметен приток армян в армянские школы или армянские сектора. Но, к сожалению, этого не произошло. К сожалению, превалирующее большинство армянских родителей предпочло отвести своих детей в грузинские школы. Один из наших собеседников, довольно компетентный в этих вопросах, сказал: «В свое время существовала точка зрения, что если бы не было русских школ, то армяне пошли бы в армянские. Но жизнь показала, что те, кто так считал, жестоко ошибался. Русские школы закрылись, начался отток, но не в армянские, а в грузинские сектора. Что же касается первых классов, то, может, в какой-то степени, по сравнению с тем, что было два-три года назад, число первоклассников несколько увеличилось. Но это обусловлено лишь тем, что в Тбилиси фактически осталась всего одна армянская школа»2. Согласно данным, в этой единственной армянской школе города Тбилиси в прошлом году в первый класс поступил учиться 21, а в этом году – 28 первоклассников.
Так, 104-ая школа – сегодня единственная армянская школа Тбилиси. Во всей школе учатся 207 учеников (по положению на 15 сентября с.г.). Кроме того, действует одна армяно-грузинская школа (103-ья), в которой удалось открыть первый класс, состоящий из 15 учеников. Здесь следует отметить и большие усилия местных активистов-армян, которые летом ходили по армянским домам, убеждая родителей отвести детей в армянскую школу.
Конец истории или изменение тактики
Представленная ситуация требует изменения самого восприятия этой проблемы. Необходимо осознать, что государственные власти Грузии инициировали процесс развала армянской школьной системы и добились в этом ощутимых результатов. Сегодня сохранилась всего одна армянская школа, и мы полагаем, что она «выживет», так как необходима даже грузинским властям для поддержания своего имиджа «демократической» страны.
Известно, что только полноценная образовательная система может обеспечить бесперебойное функционирование среднего образования. Эта система включает учебный процесс с дошкольного возраста до высших учебных заведений включительно.
Подавляющее большинство родителей, отправляя детей в школу, задумывается о возможностях, которые предоставляет выбранная школа для поступления после ее окончания в вузы. Чем больше возможностей дает школа для продолжения дальнейшей учебы, тем быстрее она комплектуется учениками: это должно быть ясно и понятно любому звену, занимающемуся вопросами школьного образования.
Тбилисский педагогический институт им. А.Пушкина, где с 1939г. действует армянская кафедра, на протяжении многих лет снабжал армянские школы учителями не только армянского языка и литературы, но и специалистами по преподаванию на армянской языке таких предметов, как физика, математика, химия и т.д. В советские годы у кафедры в среднем было по 10 студентов в год. Сегодня института больше не существует, он объединился с Институтом иностранных языков, переименовавшись в Лингвистический университет им. И.Чавчавадзе, в котором отдельной армянской кафедры больше не сущесвует. Она объедина с отделениями азербайджанского, русского и других языков, а армянское отделение почти не комплектуется студентами. Причина в том, что в школах последовательно сокращаются часы армянского языка и литературы, в результате чего в статусе безработных оказываются даже учителя с многолетним стажем. Ясно, что выпускники школы не будут заинтересованы в поступлении на отделение, по окончании которого встанут перед серьезной, почти неразрешимой проблемой трудоустройства. Эту проблему должен был решить армяно-грузинский университет, для учреждения которого армянской стороной были приложены значительные усилия, в том числе лично премьер-министром Андраником Маргаряном (светлая ему память). К сожалению, в последние годы эта безотлагательная задача, имеющая целью спасти армянские общеобразовательные школы Грузии (причем не только Тбилиси, но и Джавахка), усилиями обеих сторон полностью была сведена на нет.
Обобщение
И все же, какие решения можно предложить (конечно, при наличии определенных сил или звеньев, способных взять на их себя) для выхода из сложившейся ситуации? Для начала необходимо взять под покровительство единственную армянскую школу и по возможности содействовать ученикам и учителям. Нужно формировать прямые связи между школами Армении (в том числе Арцаха), с одной стороны, а с другой – армянских школ Грузии, а также постепенно сформировать систему дочерних школ.
Однако даже эти шаги не решат проблему. Необходимым и эффективным будет учреждение частной школы (школ) и хотя бы одного университета (сегодня не столь важно, будет это армяно-грузинский государственный или просто частный армянский вуз). Отметим, что в случае общественной (государственной) школы серьезные преграды возникают перед теми звеньями, которые хотят, скажем, организовать субботние или воскресные факультативные занятия по армянскому языку или истории в тех школах, подавляющее большинство учеников в которых армяне. Однако в учебных заведениях, действующих на частных основаниях, вмешательство законодательства ограничено. Кстати, в Тбилиси при финансировании Азербайджана успешно действуют две крупные частные школы, учиться в которых хотят даже грузины.
Необходимо разработать программу долгосрочных действий для выведения армянской образовательной системы Тбилиси из кризиса. Безусловно, для осуществления этой программы необходимы финансовые инвестиции, но мы уверены, что подавляющее большинство проблем армянства является результатом отсутствия не средств, а прежде всего воли.
1 Интервью #2, г.Тбилиси, 11.09.2011. Личный архив Т.Варданян.
2 Интервью #7, г.Тбилиси, 14.09.2011. Личный архив Т.Варданян.
Тамара Варданян, Эксперт Арменоведческого центра «Нораванк», к.и.н
«Глобус Национальная безопасность», номер 6, 2011