Робертас Повилайтис, сын одного из погибших в Вильнюсе в январе 1991 года, обратился в Нобелевский комитет Норвегии с просьбой обсудить возможность лишения Михаила Горбачева Нобелевской премии мира. Повилайтис утверждает, что Горбачев как глава государства несет ответственность за действия вооруженных сил, внутренних войск МВД и КГБ СССР 13 января 1991 года в Вильнюсе. В Литве эти действия расцениваются как военные преступления и преступления против человечности. "Даже если вооруженные силы действовали без приказа Горбачева (как он сам утверждает), его молчаливое одобрение или то, что он позже не принял мер для расследования событий и наказания лиц, применивших вооруженную силу против гражданских лиц и гражданских объектов, также дает основание для ответственности Горбачева", – считает Повилайтис.
РАНЕЕ В ПРЕССЕ СООБЩАЛОСЬ, ЧТО РОССИЯ ОТКАЗАЛА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ ЛИТВЫ в допросе экс-президента СССР Михаила Горбачева, мотивируя тем, что это может повредить "суверенитету и безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам страны". Каким образом допрос Горбачева угрожает суверенитету, безопасности и т.д. – понять сложно. Тем более что речь идет о человеке, несущем ответственность не только за события в Вильнюсе, но и за целую цепочку кровавых событий в СССР в 1988-1991гг., особое место в которой занимают акты геноцида армян на территории советского Азербайджана.
Сумгаит - февраль 1988, Баку - январь 1990, операция "Кольцо"- весна-лето 1991 года - во всех этих преступлениях явственно просматривается вина Горбачева. Вошедшие в историю фразы "А вы подумали о сотнях тысяч армян Баку?" и "В Сумгаите войска опоздали на 3 часа" - яркий показатель степени циничности отношения генсека к судьбам людей, сознательно приносимых им в жертву сомнительным политическим целям. 3 дня "сумгаита" и кровавая неделя в Баку, так же, как и четыре месяца этнических чисток, жесточайших убийств, насильственной депортации коренного армянского населения 27 сел Арцаха – более чем достаточное основание для обращения в Нобелевский комитет с требованием лишить премии мира первого и последнего президента СССР. Потому что именно на его совести кровь сотен невинных людей, тысячи ставших инвалидами, десятки тысяч исковерканных судеб и сотни тысяч лишившихся малой родины граждан страны.
... 29 ФЕВРАЛЯ 1988 ГОДА. В СУМГАИТЕ ТРЕТИЙ ДЕНЬ СОВЕРШАЮТСЯ НЕВИДАННЫЕ ПО ЖЕСТОКОСТИ ПОГРОМЫ, на улицах публично глумятся, подвергают изощренным пыткам и безнаказанно убивают мирных советских людей. А в Кремле заседают руководители страны, обсуждая в первую очередь вопрос введения комендантского часа не в Сумгаите, а... в Ереване, где проходят мирные митинги. По просьбе генсека министр обороны Язов приводит леденящие душу подробности резни в азербайджанском городе, подчеркивая необходимость ввода войск. Но генсек озабочен другим: как предотвратить возможную реакцию в Армении: "Действовать надо решительно и до конца… Надо перекрыть подходы, чтобы не проходил транспорт, чтобы самолеты не летали из Еревана", - деловито распоряжается Горбачев, который впоследствии объявит чудовищные преступления делом рук "хулиганствующих элементов из хулиганских побуждений".
Спустя без малого два года политические силы Азербайджана, которым безнаказанность "сумгаита" развязала руки, приступили к осуществлению того, о чем Горбачев предупредил еще в 1988 году – уничтожению бакинского армянства. На сей раз уже не три, а целых 7 дней Кремль оставался бесстрастным созерцателем убийств, грабежей и депортаций, совершаемых в столице советской республики. Более того, Горбачев пальцем не шевельнул, чтобы предотвратить готовящиеся преступления, несмотря предупреждение спецслужб – об этом имеется множество свидетельств, в том числе и тогдашнего руководителя КГБ Азербайджана ("ГА" от 13.01.2012). Советские войска, если и вмешивались в ситуацию, то лишь для того, что помочь очистить город от армян, заботливо сопровождая избитых, изувеченных, измученных людей на вокзалы и паромы.
Горбачев ввел в Баку войска только через неделю – когда в городе уже практически не оставалось армян...
... ОПЕРАЦИЯ "КОЛЬЦО" – АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВ НАСЕЛЕНИЯ 27 АРМЯНСКИХ СЕЛ АРЦАХА. Преступление, совершенное не просто с согласия президента СССР, но и с помощью подразделений Советской армии и внутренних войск МВД СССР. Роль Михаила Горбачева в реализации "Кольца" – обширная тема, требующая отдельного материала. Здесь же отметим, что, когда в начале мая 1991года в старинном армянском селе Геташен и соседнем Мартунашене творились немыслимые преступления и совершалась насильственная депортация мирных советских граждан, Горбачев на все призывы прекратить насилие лицемерно отвечал: "Вопрос о депортации населения Геташена и Мартунашена снят. Никто не имеет права принуждать жителей этих деревень покинуть места их проживания". А 4 июля уже к тому времени лауреат Нобелевской премии мира подписал Указ о награждении орденом Красной Звезды семерых сотрудников ОМОН МВД Азербайджанской ССР "за участие в боях по разоружению боевиков", то есть за операцию по насильственной депортации мирного населения армянских сел.
Человек, при попустительстве, поддержке или – в лучшем случае! – преступной халатности которого совершались преступления против человечества, продолжает купаться в лучах былой славы и даже время от времени выступает с критикой в отношении сегодняшних руководителей, очевидным образом не ощущая за собой вины в многочисленных преступлениях, совершенных в бытность пребывания у власти.
Озвученная из Литвы просьба может и должна быть поддержана тысячами тех, кто на собственной судьбе ощутил страшные плоды деятельности этого человека. Голос армянского народа - в лице родственников жертв, беженцев, депортированных, пострадавших и потерявших все имущество – в этом справедливом "хоре" должен звучать громко и весомо, ибо преступления против человечества, в которых вина Горбачева очевидна, действительно не имеют срока давности.
Марина ГРИГОРЯН, "Голос Армении"