Газета «Аравот» поместила на своей главной странице следующее сообщение: 13-ый чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров в интервью азербайджанской службе радиостанции "Свобода" сказал: "Карабахская ситуация влияет на политический климат и в Азербайджане и в Армении. И очевидно, что власти Азербайджана могут бесконечно эксплуатировать эту тему для того, чтобы поддержать уровень легитимности своей власти даже при фактической ликвидации всех демократических институтов". Каспаров также отметил: "Власть в Армении де-факто принадлежит тем, кто опирался на военную силу в Карабахе. Это такая милитаристская диктатура, которая использует какие-то демократические процедуры. Но также очевидно, что пока клан у власти, которая сложилась в результате этой истории карабахской, не будет готов уйти, реальных перемен не произойдет".
Нам такая интерпретация не понравилась, и мы решили дать свой комментарий.
Ну и что ты сказал. Гарри?
В очередном номере журнала «Карабахский экспресс» мы поместили объемный материал о Гарри Каспарове, акцентируя внимание читателей на его отношении к бакинским событиям 1990 года. Мы рассказали о благородном поступке шахматного чемпиона, продавшего золотую корону с бриллиантами, изготовленную для него известной ювелирной фирмой в качестве приза за чемпионский титул, для оказания помощи бакинским беженцам. Рассказали и о том, что Каспаров создал специальный фонд помощи тем же беженцам. О том, как вывозил из кровавого Баку незнакомых ему людей. О том, какую оценку дал он тем событиям. О том, как пострадал, высказав Горбачеву нелицеприятные для последнего вещи.
Вся информация, использованная в нашем материале, была почерпнута из ранее опубликованных статей в разных изданиях. Ничего лишнего от себя мы не придумывали, просто включили в обзор о шахматном чемпионе те страницы его жизни, которые пришлись на своего рода психологический водораздел. Водораздел, как нам показалось, определивший, а вернее, уточнивший мировоззренческую позицию Каспарова, любившего, как и всякий порядочный человек, город своего рождения и людей, живущих в этом городе – вне зависимости от их национальной принадлежности. И нам было искренне жаль человека, который мог сказать о родном городе, как о городе ему словно бы не знакомом. Это тоже трагедия. Такая же трагедия, как и трагедия всех остальных беженцев. Но трагедия, которая со временем должна была перерасти в прозрение - если и не инстинкта, то уж разума – точно.
Нам не известны сегодняшние политические воззрения Гарри Каспарова. Мы его воспринимали как шахматного гения, и таковым продолжаем воспринимать сегодня. Впрочем, каковы бы ни были его политические взгляды – они его личное дело. И не в нашей власти, да и не в наших силах воспрепятствовать тому или иному образу его мыслей, тем или иным мировоззренческим подходам к политическим процессам, в частности, в нашем регионе, и, опять же, в частности, в вопросе азербайджано-карабахского конфликта.
Другое дело, что можно высказать свое несогласие к этим самым подходам. Даже, если они исходят от шахматного гения. Хотя возможно именно шахматный подход к событиям двадцатилетней давности и затрудняет истинное понимание вещей в карабахской истории. Поскольку карабахская история это не «история карабахская», и даже не «карабахская ситуация» - выражения, приписанные Гарри Каспарову азербайджанской службой радиостанции «Свобода». Карабахская история в сегодняшней политической интерпретации, это история Карабахского движения, берущего свое начало с 1918 года. Это история борьбы за свободу и независимость – категории, должно быть, очень понятные Гарри Каспарову. По большому счету – это история борьбы против пантюркизма. И тем более удивительно, что карабахская история, карабахская проблема, карабахская борьба приписывается (судя по интервью «Свободе») так называемой клановости двух властей – Азербайджана и Армении. Карабахская история – и прошлая, и настоящая – это история карабахского народа, частичка крови которой течет и в жилах 13-го чемпиона мира. Что же касается ее влияния на политический климат в двух противоборствующих республиках, то тут уж «вины» Карабаха нет никакой. Реальные перемены, которые, по Каспарову, должны произойти – уже произошли. Почти двадцать лет назад, в сентябре 1991 года. Иных перемен в Нагорном Карабахе не представляют. И усиленно вооружающийся милитаристский Азербайджан (именно, Азербайджан, а не Армения – тут либо «Свобода», либо сам Каспаров явно что-то напутали) не в силах трансформировать эту реальность в иную ипостась – противоестественную свободолюбивому духу карабахцев, помешать естественному развитию этого народа.
Все остальное же (в частности, всевозможные метаморфозы с властью в связи с карабахским вопросом) – от лукавого.
И еще. Нам очень даже понятно, зачем понадобилось азербайджанской службе «Свободы» притягивать Гарри Каспарова к карабахской теме – почему бы не спекульнуть на громком имени. Нам также понятно, почему газета «Аравот» преподнесла своим читателям пару выдержек из интервью с ним – как же можно упустить случай внешней критики действующей власти (хотя, как нам показалось, слова Каспарова могли быть и чуть-чуть подправлены). Нам непонятно, зачем Гарри Каспарову надо было отвечать на вопросы, ответы на которые непосильны даже шахматному гению. Ведь не все в жизни – шахматы.
Впрочем, это тоже его личное дело.
ИАА "Де-факто"