В первых числах марта в Азербайджане произошло то, что некоторые местные наблюдатели охарактеризовали не иначе, как “народный бунт”. 1 марта около 10 тысяч человек собрались перед зданием исполнительной власти города Губа в 170 км к северу от Баку, где проживают в основном лезгины (в Азербайджане проживает до 500 тыс. лезгин).
Местные жители выражали свое недовольство оскорбительными высказываниями главы исполнительной власти Рауфа Хабибова, заявившего в ходе транслируемого по телевидению интервью в связи с продажей домов в горном курорте, что губинцы, т.е. лезгины, “продали свой район и себя”, и обвинившего их в “продажности и предательстве”. Собравшиеся требовали отставки Хабибова, потом разгромили здание исполнительной власти и сожгли один из многочисленных домов Хабибова и перекрыли въезд в город, дабы не пропустить в Губу спецназ внутренних войск Азербайджана с бронетехников. Рассеять участников акции войскам удалось лишь применением слезоточивого газа. 22 человека были задержаны, однако митингующие собрались в еще большем количестве, требуя освободить их и угрожая в противном случае сжечь все госучреждения в городе. Ситуация несколько разрядилась после того, как это требование было удовлетворено, а Хабибов уволен.
Примечательно, что высокопоставленные чиновники Азербайжана всячески избегают разговоров о событиях в Губе. Азербайджанские же аналитики преимущественно оппозиционного толка пытаются объяснить произошедшее “бедностью и безысходностью, царящими в Азербайджане”, ответом на многолетние социальные, политические, моральные унижения, которым подвергалось население Губы. “Высокий уровень безработицы, бедность, безысходность, коррупция, подавление свобод и прав граждан стали повседневными атрибутами жизни губинцев. И не только. Похожей ситуацией охвачены все районы и города страны, где режим построен на насилии: аресты политических оппонентов власти, журналистов, подавление частного бизнеса, монополизация всех сфер жизни и самое главное - уничтожение человеческого достоинства, с каждым днем делают азербайджанское общество все более взрывоопасным”, - отмечает ИА “Туран”. Однако в свете публикаций о реальном положении нацменьшинств в многонациональном Азербайджане дело представляется в несколько ином свете.
Нацменьшинства в Азербайджане не имеют даже начальных школ с обучением на родном языке (за исключением русских). Ставка учителя родного языка и литературы ниже, чем у остальных учителей, учебники не разрабатываются, их ввоз из-за рубежа запрещен, хотя учебники для азербайджанских школ создаются вне Азербайджана, пишет Амиль Саркаров в статье, опубликованной на сайте Федеральной Лезгинской Национально-культурной Автономии России. Автор отмечает, что в Азербайджане используются самые разнообразные меры для того, чтобы перестали выходить газеты и журналы на языках нацменьшинств, отмечает автор. О радио и телевидении, даже региональных, говорить не приходится. Запрещено даже собственный магазин назвать лезгинским названием; при попытках перечить властям бизнес отбирается. Дошло до того, что имена новорожденных нужно согласовывать со спецорганами, а фамилиям новорожденных против желания родителей придают “правильное” тюркское звучание.
“Но самым страшным преступлением в Азербайджане являются попытки поднять вопрос о создании территориальных автономий для представителей национальных меньшинств. Смельчаки, которые осмеливаются на такое, просто исчезают. Хотя для Нагорного Карабаха азербайджанская сторона готова предоставить самую широкую автономию (на словах), лишь бы вернуть его. Талышам, лезгинам и некоторым другим народам такое не светит. Все помнят, чем закончилась история с провозглашением Талыш-Муганской Автономной Республикой и как расправились с лезгинскими активистами, желавшими подобной автономии для своего народа”, - отмечает автор.
В публикации подчеркивается, что на этом фоне верхом лицемерия выглядит предложение председателя Либерально-демократической партии Азербайджана (ЛДПА) Фуада Алиева начать разъяснительную работу с азербайджанским населением Грузии с целью создать на ее территории азербайджанскую автономную республику. Примечательно, что с такой инициативой выступила сила, позиционирующая себя в качестве оппозиции властям. Но в Азербайджане, отмечает автор, оппозиционеры являются зачастую большими националистами, чем сама власть. Их явная протюркская позиция, в которой нет места другим народам, совершенно враждебна интересам нацменьшинств. И такое отношение все чаще можно наблюдать внутри азербайджанского общества, отравленного шовинистическими идеями. “У многих рядовых жителей возникает законный вопрос: почему азербайджанцам не только внутри Азербайджана, но и за его пределами можно все, а остальным - ничего? Это и есть шовинизм в чистом виде”, - говорится в статье.
Кстати, международное сообщество весьма оригинально отреагировало на события в Губе. Представитель ОБСЕ по свободе прессы Дунья Миятович призвала страны-члены организации предпринять необходимые меры для защиты журналистов, освещающих акции протеста. Этот призыв прозвучал после того, как несколько журналистов отравились слезоточивым газом, а один получил ранения во время освещения беспорядков в Губе. “Наводя общественный порядок, полиция не должна нападать на журналистов, чтоб они могли свободно освещать публичные события. Безопасность журналистов на пространстве ОБСЕ была и остается одним из наших приоритетов”, - отметила Миятович.
И все!?
"Республика Армения"