Парадокс нынешней ситуации в России заключается еще и в том, что комплекс систем обороны и безопасности, а также внешней политики, хотя и находились под контролем В.Путина, но все-таки ожидали полного политического определения, которое состоялось. В России не может быть ничего более рокового и непродуктивного, чем состояние ожидания, но теперь началась гонка предложений и инициатив, когда все службы и структуры, обгоняя друг друга, пытаются утвердить свое место в политике и администрации России.
На протяжении полтора десятка лет политический класс России подвергался довольно жесткой фильтрации, и многим представляется, что, наконец, наступил период, когда основные группы российской элиты вполне созрели и способны осуществлять многие стратегические задачи, что связано с новым этапом политической деятельности В.Путина.
Нельзя отрицать, что это не так, и, видимо, в России возникли очень интересные, творческие группы профессионалов, которые готовы включиться в решение наиболее сложных задач в науке, технике, политике и безопасности. Российскую элиту вдохновляет то, что российская политическая элита и олигархическая буржуазии довольно органично сочетаются и взаимодействуют.
Почему именно это обстоятельство считается признаком зрелости современной российской элиты, хотя понятие зрелость включает многие компоненты, в том числе и идеологические и духовные. Тем не менее, ответственные структуры в России приступили к разработке и проталкиванию ряд принципиальных направлений в развертывании национальной политики, что включает и региональную политику, которая стала важнейшим направлением, так как Россия, утратив статус полноценной мировой державы, пытается утвердить свои позиции в регионах.
Региональная политика России включает такие составляющие, как модернизация армии и военно-морского флота, геоэкономика, прежде всего, энергетика, освоение Северных и Сибирских пространств, решение вопросов демографии, проблемы Арктики и Тихого Океана, Центральной Азии, Черноморско-Кавказского региона.
Черноморско-Кавказский регион представляется наиболее проблемным в региональной политике России, и все еще нет никаких надежд на какие-либо принципиальные изменения ситуации, улучшение российских позиций. Россия не смогла даже в некоторой мере урегулировать основные конфликтные проблемы в отношениях, не только с мировыми, но и региональными центрами силы.
России за предыдущий период не удалось договориться ни с Западными, ни с Азиатскими державами по поводу проблем в данном регионе. Совершенно понятно, что экономические, военные и политические ресурсы ограничены, и нет надежд на то, что Россия сумеет преодолеть угрозы и риски, которые возникли сейчас в соседних регионах и связаны с опасностью большой региональной войны.
Сейчас Россия пытается демонстрировать настойчивость своих устремлений, но как долго и насколько последовательно будет проводиться эта политика? В связи с этим может возникнуть ситуация, когда нынешняя российская элита предпочтет играть в различные внешнеполитические игры, применяя различные приемы, испытывая внешнюю среду, входя в определенные политические торги с США, НАТО, Европейским Союзом, Китаем, Турцией, Ираном, возможно, с ведущими арабскими государствами.
Сейчас пока Россия пытается определить и утвердить свои позиции по известным геополитическим пределам и границам, которые предполагают проведение политики безопасности и обороны, как минимум, в пределах постсоветского пространства. Это приведет к весьма сложным перспективам для государств Черноморско-Кавказского, а также Центрально-азиатского регионов.
На настоящее время Россия имеет достаточно серьезные договоренности с рядом государств в Евразии, и она пытается продемонстрировать выполняемость ею этих обязательств, но, располагая данными договоренностями, Россия готова и манипулировать отношениями даже со своими ближайшими партнерами и союзниками.
Можно допустить, что проблема заключается в том, что форматы ОДКБ и Евразийского экономического союза не устраивают Россию, и она не может жертвовать отношениями с другими государствами ради выполнения обязательств в рамках ОДКБ. То есть, имеющиеся военные и экономические организации не являются большой ценностью для России.
Не нужно изобретать какие-либо сложные гипотетические ситуации, чтобы понять, при каких условиях Россия готова пожертвовать интересами своих партнеров и союзников. Следует также понимать, что и сами союзники России не отличаются большой «преданностью» России, включая Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Армению. Российские политики откровенно говорят о том, что отношения с так называемыми союзниками не настолько ценные и весьма сомнительные, и Россия «имеет право» на развитие отношений с иными государствами и партнерами, что вошло бы в противоречие с интересами нынешних союзников. Причем, такого мнения придерживаются как политики «патриотических» ориентаций, так и атлантических.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am