Можем ли мы преодолеть, в конце концов, нынешний духовно-нравственный кризис, может ли обычный человек вновь ощутить у себя под ногами твердую нравственную почву, вернуть в свою жизнь те идеалы и ценности, которыми руководствовались многие поколения? Много ли в Армении политиков, готовых признать простую истину: большинство наших проблем связано с нравственностью - точнее, с ее отсутствием.
У НАШЕЙ СТРАНЫ НЕТ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАННЫХ государственной идеи и национальной стратегии развития - иными словами, единой идеологической, концептуальной и координирующей основы функционирования государства. Это дает возможность каждому коалиционному министру, каждой коалиционной структуре власти проводить собственную внутреннюю и внешнюю и, главное, кадровую политику, направленную на реализацию партийных и личных, а не национальных интересов.
Логика действия коалиционной власти диктуется не интересами нации и государства, а соображениями борьбы за собственное выживание во власти и желанием сохранить возможности управления "собственными линиями маршрутных такси". Видимо, поэтому у нас любые серьезные экономические задачи решаются только политическим путем.
Серость, погубившая КПСС и СССР, может погубить и Армению. К примеру, в обществе сложилось устойчивое омерзение к делам, виду и голосу едва ли не каждого гостя телепрограммы Петроса Казаряна - как бывшего, так и находящегося во власти политика. Кстати, бывшие позабыли, что сами и являются архитекторами и прорабами безнравственности и аморальности в стране.
Первым нравственным шоком для армянского общества была тотальная государственная конфискация всех сбережений населения в 1992 году; практически дармовая приватизация общенародной собственности (в то же время небольшая и небогатая Боливия, например, получила за приватизацию государственных активов порядка 92-93 млрд долл.) и пресловутая афера с "ваучерами". Младореформаторы своими шагами и "ломовыми" насильственными действиями добились того, что Армения живет сегодня в "обществе недоверия", а вся ее экономика - это прежде всего тоже "экономика недоверия".
ВАЖНЕЙШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВЕЛИЧИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НАЦИИ являются численность и преемственность национальных элит, их способность воспроизводить выдающихся людей (военных, художников, ученых, музыкантов, философов, государственных деятелей и т.д.). Указанные показатели демонстрируют уровень национального самоуважения, а значит, и международного статуса народа, а также способности элит к предвосхищению истории, то есть проникновению сквозь ткань времени, для того чтобы "ткать" современность и будущую историю по собственным лекалам.
Армянин, переместившись в другие земли, континенты, на незнакомое правовое и историческое поле, соприкоснувшись с другими этническими и социальными традициями, легко, без тяжелых коллизий находит себя, с успехом интегрируется в экономическую и политическую инфраструктуру нового общества, нередко украшает ее культурный и научный формат. Наши соотечественники ни в одной стране мира не выглядят изгоями.
Но почему в собственной стране мы так беспомощны? Почему мы никак не можем настроить наш быт, сделать нашу жизнь достойной и уважаемой в современном мире? Почему кому-то из нас хочется бежать от земли нашей, от действительности - искать счастья в других странах? Но... Можно ли ожидать от человека каких-то духовных устремлений и высокой нравственности, если он и его семья прозябают в самой беспросветной нищете (а таких в Армении, по некоторым оценкам, около 30% населения)? Если число бездомных, опустившихся людей, беспризорных детей исчисляется в стране сотнями, тысячами?
И МОЖНО ЛИ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ К ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, если в повседневной жизни его окружают повальная коррупция властей, засилье криминала, безнаказанные убийства, беспардонная алчность и выставляемая напоказ наглая роскошь всякого рода мошенников-нуворишей? Если человек, многократно оплативший в течение своей трудовой жизни любую мыслимую систему социального обеспечения для себя и своей семьи (поскольку ему платят меньше, чем шло на содержание раба в Древнем Риме), вдруг лишился и мало-мальски достойной пенсии, и надежной медицинской помощи и доступных ему по цене жилищно-коммунальных услуг? Если он, человек, не доверяет уже больше никому - ни государству, ни даже улице, где он давно уже перестал чувствовать себя в безопасности, - одним словом, не доверяет жизни вообще? И на какое духовно-нравственное здоровье общества мы можем рассчитывать, если вполне сознательно и целенаправленно телевидение, кино, шоу-бизнес и проч. продолжают человека растлевать?
Какую цель ставят перед армянским народом его верховные власти? Вот вопрос вопросов, который волнует каждого гражданина страны. Увы! После коммунистической идеологии, которая в своих теоретических постулатах имела благородные и высокие цели, на армянский народ опустилась непроглядная тьма - коррупционная, циничная, античеловеческая в своей дьявольской энергии бюрократическая идеология.
В течение последних двадцати лет не ставились масштабные, понятные и разделяемые гражданами цели национального развития, и Армения утрачивает смысл собственного бытия. Цели существования государства и общества все больше расходились уже в самих своих основах. Власть же слишком редко и непоследовательно пытается наладить между ними диалог.
В итоге в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования государственная коалиционная власть сама намечает себе приоритеты и ориентиры своей работы, потом сама их, как умеет, выполняет и сама оценивает результаты собственной деятельности...
...Армении суждено вновь, не в первый уже раз, подняться с колен, преодолеть и нынешнюю смуту - благородные духовно-нравственные поиски армян будут продолжаться и дальше, как это не раз бывало в тяжкие периоды нашей истории.
Григорий АРАКЕЛЯН, "Голос Армении"