Президент Азербайджана Ильхам Алиев неожиданно позвонил находящемуся в Омане президенту Турции Абдулле Гюлю. Звонок прозвучал во время официальной церемонии встречи главы турецкого государства в Омане, сообщает Общественное Телевидение Армении со ссылкой на арабские СМИ. Несмотря на нарушение протокола, Алиев потребовал немедленно передать телефон Гюлю, информируют арабские СМИ.
Неизвестно, выполнили ли в Омане требование И. Алиева, но крайнее волнение президента Азербайджана вполне объяснимо: Алиев не доверяет находящемуся в США премьер-министру Турции Эрдогану, как, впрочем, и самому Гюлю. Несмотря на их заверения защищать интересы Азербайджана на встрече Эрдогана с президентами Армении и США. Алиев прекрасно понимает, что для руководителей Турции интересы собственного государства превалируют над интересами Азербайджана. Осознает Алиев и то, что сама Турция оказалась в довольно сложной ситуации: на нее давят США, инициировавшие армяно-турецкие протоколы, а президент Армении С. Саргсян неоднократно и недвусмысленно давал понять о нежелании Армении вести с Турцией переговоры по урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Наконец, в Азербайджане прекрасно понимают и то, что обещания Турции связать армяно-турецкие протоколы с проблемой НКР являются скорее пожеланиями, чем реальностью. В интервью российскому агентству Регнум известный азербайджанский политолог и конфликтолог Ариф Юнусов заявил, что Эрдоган: «сделает все, что от него зависит для того, чтобы связать эти два процесса. Но вот получится ли это? Маловероятно. Полагаю, турки это понимают и пытаются успокоить официальный Баку на случай отрицательного развития ситуации».
Звонок Алиева Гюлю однозначно показал, что понимает это не только Юнусов. Азербайджан, как и Турция, проигрывает в дипломатическом противостоянии с Арменией. И если у кого-то еще были сомнения в этом, то возложение С. Саргсяном цветов у могилы президента 29-го президента США Вудро Вильсона в Вашингтоне рассеяло их. Серж Саргсян тем самым недвусмысленно дал понять, что а) Армения и ее президент остаются привержены духу и требованиям Конституции Республики Армения относительно плененных армянских территорий на территории турецкого государства; б) Армения не намерена отказываться от требований по признанию и осуждению Геноцида армян в Османской Турции.
Как представляется, после этого шага С. Саргсяна даже у наиболее отъявленных скептиков должны были испариться сомнения относительно позиции президента Армении на переговорах с Эрдоганом. И то, что Эрдоган после встречи с С. Саргсяном покинул зал переговоров с черного входа, явилось логическим итогом представленной президентом позиции Армении. Разрекламированное великолепие Эрдогана прямо на глазах осыпалось с него, словно старая штукатурка со стены неухоженной комнаты.
Сразу после встречи с Эрдоганом, С. Саргсян отправился на встречу с представителями армянской диаспоры в США. На встрече президент Армении в сконцентрированном виде представил позиции Армении на переговорах с Турцией. Напомнив, что за последние месяцы весь мир стал свидетелем бесплодных попыток Турции расколоть Родину и Диаспору, С. Саргсян констатировал: «Не существует разницы во мнениях армянского народа Армении и Диаспоры, есть единый армянский народ, и он сохраняет приверженность своему справедливому суду».
Президент Армении подтвердил намерение Армении и Диаспоры добиваться справедливого возмездия за совершенный в Турции Геноцид армян. «Мы пронзим камень безразличия, цинизма и лицемерия. Для этого у нас есть достаточно терпения, веры и целенаправленности», - констатировал С. Саргсян.
Между тем, чуть ли не все турецкие газеты сообщают о заявлении Эрдогана, в котором он практически отказался от ратификации армяно-турецких протоколов. Как сообщает газета турецкая «Сабах», Эрдоган после встречи с С. Саргсяном заявил: «Мы привержены своим обязательствам, закрепленным в протоколах, однако в настоящее время для проведения голосования по ним в меджлисе нет соответствующей политической атмосферы. Протоколы будут отвергнуты, если сейчас поступят (на ратификацию) в парламент». Сведения о данном заявлении премьер-министра Турции сообщили и другие СМИ Турции. Премьер-министр Турции объяснил «неблагоприятную политическую атмосферу» решениями Комиссии Сената США и Парламента Швеции о признании событий в Турции 1915-1923 годов Геноцидом армян, а также решением Конституционного суда Армении.
Обращает на себя внимание, что, несмотря на «вольные вставки» азербайджанских СМИ, в объяснениях Эрдогана никак не упоминается нагорно-карабахский конфликт. Правда, министр иностранных дел Турции А. Давудоглу попытался разрядить ситуацию, сообщив азербайджанскому агентству АПА, что «одной из основных мишеней Цюрихских протоколов было освобождение от «оккупации» (кавычки наши. – Л. М.-Ш.) земель Азербайджана». В данную нелепость об армяно-турецких протоколах, в которых ни словом не упоминаются ни НКР, ни Азербайджан, может поверить разве лишь человек, очень сильно желающий быть обманутым. Оказавшаяся в достаточно сложной политической ситуации, Турция вынуждена дистанцироваться от конфликта между НКР и Азербайджаном, что бы ни заявлял ее министр иностранных дел.
Давно уже не скрываемое стремление Турции оказаться в числе сопредседателей Минской группы ОБСЕ и связанные с этим надежды Азербайджана, также получили жесткий отпор. «Мы не собираемся в каком-либо формате делать предметом обсуждений факт Геноцида или притворяться, будто верим, что Турция может иметь какую-либо позитивную роль в переговорном процессе урегулирования проблемы Карабаха», - заявил президент Армении в столице государства, которое Турция видит главным своим пособником в вопросе привлечения Анкары в полноценную переговорную деятельность.
А пока, в целях «спасения лица» президента США Барака Обамы, думается, после всех встреч в Вашингтоне, на свет божий может появиться некая аморфная бумага, в которой будет указано о стремлении Еревана и Анкары «продолжить движение по пути налаживания армяно-турецких отношений».
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, информационно-аналитический портал "Voskanapat.info"
P.S. Статья уже была готова к публикации, когда пресс-секретарь МИД-а Турции Барак Озугергин официально заявил, что министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу никакого интервью азербайджанскому информагентству АПА не давал. Что и требовалось доказать.