Кто выдвинется в президенты от Дашнакцутюн?
Похоже, на этот раз АРФ Дашнакцутюн будет сложнее, чем когда-либо, определиться по вопросу своего участия в предстоящих в феврале президентских выборах. Партия практически всегда участвовала в президентской гонке со своим кандидатом, однако на этот раз подходящая кандидатура пока не просматривается.
Напомним, что на прошлых президентских выборах партия впервые в Армении использовала такой способ отбора кандидата, как праймериз. Выбирали из двух — члена бюро АРФД Ваана Ованесяна и представителя Верховного органа партии Армена Рустамяна. Сторонники партии остановили свой выбор на Ованесяне, который и вступил в гонку.
На этот раз, если верить прессе, вопрос о выдвижении кандидатуры Ваана Ованесяна считается закрытым. По слухам, сам Ованесян не хочет баллотироваться, и партийная верхушка его в этом решении поддерживает.
Говорят, обсуждался вопрос выдвижения руководителя Бюро АРФ Дашнакцутюн Гранта Маркаряна, однако тот в силу своего международного статуса также отказался. В партийных кругах идут разговоры о выдвижении Арцвика Минасяна, однако определенности в этом вопросе нет.
Впрочем, как и нет определенности в вопросе о возможной поддержке какого-либо другого кандидата. К действующему президенту партия находится в оппозиции, второй президент вроде как не намерен выдвигаться, с Осканяном или Царукяном все слишком туманно, вариант поддержки Тер-Петросяна, который тоже пока не определился, для Дашнакцутюн рассмотрению не подлежит...
Кстати, вчера поддерживающая первого президента пресса неожиданно задалась риторическим вопросом — не слишком ли припозднились потенциальные кандидаты в президенты. По мнению издания, народ имеет право знать заранее, с кем ему связывать свои надежды. “Допустим, установленное законом время наступило и неожиданно выяснилось, что конгресс бойкотирует президентские выборы (причины точно найдутся), но если есть такая вероятность, то общество должно знать заранее об этом, чтобы успеть или собраться вокруг новой политической силы, или создать какое-нибудь новое движение”, — пишет издание. Такая сентенция, естественно, не может быть случайностью. Из сказанного напрашивается только один вывод — в конгрессе проблема участия в президентской гонке стоит еще более остро, чем в Дашнакцутюн, а Левон Тер-Петросян, видимо, настолько глубоко задумался над вопросом о том — быть или не быть кандидатом в президенты, что в конгрессе возникла идея вовсе отказаться от этой затеи.
Что происходит между “Свободными демократами” и “Наследием”?
По всей видимости, то, чего следовало ожидать изначально, еще на стадии формирования единого списка, благодаря которому “Свободные демократы”, не имевшие никаких шансов на прохождение в парламент, оказались обладателями двух из пяти доставшихся “Наследию” мандатов.
Стоит ли напоминать, что в результате этого ничем необоснованного альянса в парламент не попали депутаты от “Наследия”, проявившие себя в прошлом созыве с самой лучшей стороны: Армен Мартиросян, Степан Сафарян, Анаит Бахшян и Лариса Алавердян... Алавердян прямым текстом заявила, что против дружбы со “свободными демократами”, потому как ничего хорошего из этого не выйдет. Как в воду глядела...
Теперь, когда выборы позади, выясняется, что между двумя партиями возникли разногласия на почве того, что “Свободные демократы” не держат слова. Как сообщил недавно сам Раффи Ованнисян, глава “Свободных демократов” Хачатур Кокобелян не выполнил обещания сложить депутатский мандат, “чтобы открыть дорогу молодым”. Они вместе вроде договаривались отказаться от мандатов, и пока Раффи Ованнисян отказывался, Кокобелян укатил в Штаты, а когда приехал, благополучно забыл о данном ранее обещании.
Во всяком случае в “Наследии” пока находятся в режиме ожидания — ждут вестей от Кокобеляна, однако сами ему звонить не собираются, надеясь, что амнезия у партнеров временная.
Между тем в прессу просочились слухи о том, что на предстоящих в феврале президентских выборах партия “Свободные демократы” выступит с собственным кандидатом. “В эти дни Политический совет партии обсуждает, кто же будет выдвинут кандидатом в президенты. По всей вероятности, партия в ближайшее время выступит с заявлением”, — утверждают СМИ. По сути, это означает, что они не станут поддерживать кандидатуру лидера “Наследия” Раффи Ованнисяна, который, кстати, уже успел публично заявить, что намерен баллотироваться в президенты.
Представитель “Свободных демократов” и член фракции “Наследие” экс-министр ИД Александр Арзуманян заявил журналистам, что удивлен возникшим ажиотажем, поскольку по части президентских выборов никакого решения они пока не принимали. “Согласно Конституции, любой гражданин имеет право выдвигать свою кандидатуру, не так ли? Кроме того, это внутрипартийный вопрос, поэтому я считаю такой ажиотаж странным”, — отметил он.
Комментируя вероятность выдвижения Раффи Ованнисяна на предстоящих выборах, Арзуманян заметил, что официального заявления по поводу своего выдвижения тот пока не делал, а значит, и обсуждать нечего. “Окончательного заявления не было, если он решит баллотироваться, мы, как партия, выступившая на парламентских выборах с “Наследием” единым списком, считаем логичной поддержку его кандидатуры”, — заявил он, подчеркнув, что в ближайшие месяцы все станет ясно.
Что касается уговора с Кокобеляном, то, как сообщил член “Наследия” Армен Мартиросян, договоренность была достигнута на уровне лидеров, а не партийных правлений, хотя свидетели при этом были. Отметим, что “Свободные демократы” вопрос договоренностей никак не комментируют — как бы ничего такого не было...
Осканяну делегируют неприкосновенность ПАСЕ?
Статус депутата ПАСЕ наделяет депутата страны — члена Совета Европы дополнительной неприкосновенностью”, — заявили вчера депутаты от партии “Процветающая Армения” (ППА) Наира Зограбян и Ваге Ованнисян, выразив готовность в случае необходимости уступить свое место в армянской делегации в ПАСЕ Вартану Осканяну.
Зограбян сослалась на регламент ПАСЕ, согласно которому член ПАСЕ при исполнении своих обязанностей обладает неприкосновенностью. Если Осканян станет членом армянской делегации в ПАСЕ и правоохранительные органы решат арестовать его, а Национальное собрание, как и в случае с лишением его неприкосновенности, даст на это свое согласие, то, по словам Наиры Зограбян, для ареста Осканяна этого может оказаться недостаточно. И в этом случае последнее слово будет за ПАСЕ. Она заявила, что данная инициатива с Вартаном Осканяном не обсуждалась. Они обсудили ее с лидером партии Гагиком Царукяном и получили его одобрение.
Состав делегаций Национального собрания утверждает спикер НС. “Сегодня же мы готовы обратиться к председателю НС, чтобы вместо нас в состав делегации в ПАСЕ был включен Вардан Осканян”, — заявила Наира Зограбян, отметив, что подобные прецеденты в Совете Европе были.
Осканян на инициативу своих однопартийцев пока не отреагировал. По мнению главы армянской делегации в ПАСЕ Давида Арутюняна, экс-глава МИД откажется от этого предложения. Вместе с тем Арутюнян отказался от комментариев по делу Осканяна, отметив, что если предъявленное Осканяну обвинение не будет доказано, то он согласен со спикером парламента в том, что начавшие дело правоохранительные органы должны быть наказаны.
Тамара ОВНАТАНЯН, "Новое время"