История становления нации складывается из череды судьбоносных решений властей предержащих, то направляющих ее на подвиги, то низводящих к безликой толпе. Не секрет, что прошедшие два десятилетия нашей национальной независимости не ознаменовались сколь-либо заметными успехами ни в области формирования национальной идеологии, ни в сфере создания эффективной системы государственного управления страной. День за днем мы теряем все духовное, что было достигнуто не только за прошедшие десятилетия Второй Республики, но и за тысячелетия до нее. Все, чем мы в прошлом по праву гордились, сегодня отошло на десятый план. Далее дорога в пропасть. Вот на этом тусклом фоне и назрел миг команды. И команда эта прозвучала из уст самого президента республики, объявившего войну царящему вокруг беспределу.
На фоне гневных обличений президента и Верховного главнокомандующего республики в адрес ведомственных структур, сковавших, казалось, свободу проявлений ими всяких вольностей, как гром с небес грянула весть об очередной бизнес-авантюре исполнительной власти - отчуждении административного комплекса Дома правительства N2 на площади Республики в Ереване некоей частной компании... под гостиницу.
Большей "смекалки", к тому же на высшем государственном уровне, нельзя представить даже в дурном сне. Не надо быть особо одаренным, чтобы понять, что означает слово "столица" и почему главной ее площади дано название "площадь Республики". В то же время нельзя винить главу исполнительной власти в том, что, будучи по призванию финансистом, он не вхож в дела архитектурные. Не осведомлен, к примеру, что весь комплекс "площадь Республики" со всеми на ней зданиями взят под охрану государства в качестве историко-культурного памятника республиканской значимости. А ведь перечень объектов, подлежащих государственной охране, составлен не ради потехи, а с важнейшей целью освидетельствования славных деяний наших предков и как вечный завет и учебное пособие по культурному и патриотическому воспитанию грядущих поколений. Не знает наверняка он и того, что задача охраны памятника не сводится лишь к охране внешнего его облика, но и к охране внутренней сути. Всего этого он может и не знать. Но на то он и варчапет, что решения свои принимает не авторитарно, а в консенсусе с маститыми министрами и не менее маститыми своими советниками. Но советовался ли он с ними? А если да, то почему никто из них не обмолвился хотя бы словом о том, что решение расходится с законом? Почему не обратился за советом к самому главному архитектору столицы?! Или, может, все они в познаниях своих ему под стать. А что лукавить, когда и так все видно, все предельно ясно!
Дом правительства продан на условиях, что покупатель в ином месте за полцены от продажи построит новый дом правительства, и не важно, с каким там блеском иль чешуей. Вторую же часть суммы от продажи потратят потом, куда как с большим умом и сноровкой!
Ведь знаем же, что многие персоны, для которых понятие "родина" из ряда фальшивых категорий, под маской "оракулов, ниспосланных Богом", вопреки здравому смыслу, вопреки громким всплескам возмущения широких слоев общественности, на протяжении целых двух десятилетий и за наш, налогоплательщиков, счет заняты не чем иным, как перманентным разносом в пух и прах веками накопленной нашей культуры. Кто их пасет и кто бережет? Почему они все время на плаву? И в чем секрет их неприкосновенности?
Возвращаясь, однако, к судьбе Дома правительства N2, в очередной раз и с болью в сердце хочу довести до сознания общественности истину о том, что изо всех видов искусств одной лишь архитектуре уготована миссия сохранения в народе живой памяти о родине. И если мы сегодня тоскуем по утерянной ее части, стремимся вернуть ее или хотя бы побывать там, то сила этой тяги создается не музыкой, не живописью или поэзией, но прежде всего архитектурными творениями, которые мы невольно там покинули, поскольку забрать их с собой просто не могли. И родина та столь долго будет нас притягивать к себе, сколь долго простоят там творения наших предков. Именно в силу этой доктрины наказанию подлежат любые решения или действия (уж не важно, кем и как предпринятые), наносящие непоправимый ущерб сохранности каждого памятника истории и культуры, тем более признанного обществом как национальное достояние республики. Уничтожение историко-культурного наследия есть не что иное, как прямая угроза национальной безопасности страны.
Обезображивание архитектурной среды - самый верный путь к принуждению просвещенных паковать багаж и без чувства горечи покидать обжитые края. И потому, анализируя решение правительства по отчуждению комплекса Дома правительства N2 на площади Республики, я как архитектор и законопослушный гражданин республики констатирую: решение это, затрагивающее духовные интересы всей нации, принято негласно, с превышением служебных прав и полномочий, игнорированием действующего законодательства, с прямым ущербом для культурных приоритетов страны, в обход миссии им же (варчапетом) недавно созданной (не по собственной, правда, воле) межведомственной комиссии, призванной разработать и законодательно закрепить параметры градостроительных ограничений для малого центра столицы, и, наконец, вопреки всем протестным акциям общественности последних лет, инициированных принятием подобных же скандальных актов (решение по сносу летнего зала кинотеатра "Москва", по возведению мифического 13-этажного административного здания во дворе Дома правительства N1, разрешение строительства мифической гостиницы над станцией метро "Площадь Республики").
И самое дивное в том, что операция продажи такова, как если бы дом этот являлся частной собственностью одного или, допустим, нескольких министров с портфелем! В свете перечисленного уж не может быть сомнений в том, что:
злопамятное решение об отчуждении Дома правительства N2 немедленно должно быть отменено;
должно быть начато служебное расследование и дана оценка по фактам данного и прошлых инициированных произволов в сфере охраны и использования памятников истории и культуры;
должен быть развеян расхожий миф о нехватке служебных площадей для министерств и ведомств путем мероприятий по оптимизации и сокращению неимоверно раздутого персонального состава госструктур, перераспределения их прав и полномочий.
Достаточно долго мы ждали команды. И она раздалась! Раздалась устами президента страны. И мы обязаны поверить ему. Но одной лишь верой гор не свернуть. Все те, кому эта команда важна, должны сплотиться, плечом к плечу стать рядом с ним. И только совместными усилиями нам удастся наконец очистить наши авгиевы конюшни от всякой нечисти. Промедление краху подобно, и иного пути практически нет.
Сашур КАЛАШЯН, заслуженный архитектор республики, лауреат Государственной премии, член правления Союза архитекторов Армении
"Голос Армении"