Пресловутые армяно-турецкие протоколы существенно повысили интерес армянского общества к соседней Турции, в целом, и к ее новейшей истории, в частности. Учитывая, что в общественно-политической жизни современной Турции роль Мустафы Кемаля (Ататюрка) подобна роли Ленина и Сталина вместе взятых в годы культа личности, то любой эпизод, касающийся его жизни, толкование этого эпизода или сокрытие его приобретает особую важность.
Хотя об Ататюрке написаны сотни книг и тысячи статей, однако в них отражены не все факты из его жизни. Это однозначно понятно, поскольку раскрытие некоторых эпизодов из жизни Мустафы Кемаля может привести в Турции к привлечению к уголовной ответственности.
Один из таких эпизодов – позорное пленение Мустафы Кемаля британцами и его попытка суицида (октябрь-ноябрь 1918г.). Эта история засвидетельствована гражданкой Соединенных Штатов Элизабет Харрис (Elizabeth Harris) и приведена в статье «Как Мустафа Кемаль сформировал свою армию» (How Mustapha Kemal Formed His Army), опубликованной в ноябрьском номере журнала Current History (Современная история) за 1922г., издаваемого The New York Times.
Начиная с февраля 1919г., Элизабет Харрис 18 месяцев провела в Киликии. В то время в Киликии находились (до ноября 1919г.) британские военные соединения. Это были как раз те военные соединения, которые во главе с генералом Алленби (Allenby) в 1918г. освободили Палестину и Сирию. Впервые о Мустафе Кемале Элизабет Харрис услышала от офицеров как раз этого войскового соединения, многие из них были знакомы с ним, поскольку до установления перемирия (Мудросское перемирие, 30 октября 1918г.) генерал Мустафа Кемаль находился у них в плену [Most of the British officers had known Kemal Pasha personally, for he had been their prisoner until the armistice with Turkey.].
Вот что дословно пишет Элизабет Харрис: «Именно от этих офицеров мы услышали историю о капитуляции Мустафы Кемаля в Алеппо. После падения Иерусалима с продвижением британской армии на север город за городом сдавался британцам. История их похода на север похожа на историю из Ветхого завета. Иерусалим пал, затем Дамаск, Хамс и Хамма, британцы дошли до ворот Алеппо, охраняемого Кемаль-пашой с 8-тысячной армией. Продвинувшись так далеко на север, британская армия была настолько изнурена от смертей вследствие болезней, что в ней оставалось около 1500 человек, страдающих малярией, дизентерией и другими болезнями, обычными для европейцев в восточных странах. Армия, действительно, была в таком жалком состоянии, что командир боялся переходить в наступление, и войска разбили лагерь за несколько милей от города. Мустафа Кемаль, однако, не знал о ее слабости, он знал только ту армию-победительницу, которая до того, как дойти до ворот города, смела все, что стояло на ее пути, и он сдался без единого выстрела. Когда ему открылось истинное положение дел, это стало для него таким унижением, что он попытался покончить жизнь самоубийством, но это было предотвращено. Как только британское военное руководство освободило его, он тут же начал движение по изгнанию из Турции «неверных»».
“Through these officers we heard the story of the surrender of Aleppo by Kemal Pasha. As the British Army moved north after the surrender of Jerusalem, city after city fell into its hands. The story of its march north is like a story from the Old Testament. Jerusalem fell, then Damascus, Hams and Hamma; and the British reached the gates of Aleppo, which Kemal Pasha was holding with an army of 8,000 men. When the British Army got north as far as that point it was so depleted from the death by disease that there were only about 1,500 men of them suffering from malaria, dysentery or other diseases common among Europeans in Eastern countries. The army, indeed, was in such poor condition that the commander was afraid to attack, and the troops camped a few miles outside the city. Kemal Pasha, however, did not know of their weakness; he knew only that victorious army which had swept everything before it was at the gates of the city, and he surrendered without firing a shot. When he discovered the actual conditions he was so humiliated that he attempted suicide, but was prevented. As soon as he was released by the British military authorities he began his movement to drive the “infidels” out of Turkey”.
Думаю, что наш долг как соседней страны – помочь Турции раскрыть ее подлинную историю. Эта история не сфабрикована и не адаптирована для сохранения власти некоторых политических групп.
Ара Папян,
руководитель центра «Модус вивенди»
11 апреля 2010г.