С древнейших времен армяне праздновали Новый Год встречали 21-го марта, в день весеннего равноденствия, что не случайно. Символика этого праздника заключается в том, что природа просыпается 21-го марта, и этот день армянин праздновал как начало Нового Года. Этот праздник армяне отмечали большими празднествами, прославляя пробуждение весны, обращаясь с молитвой к богам, чтобы год был урожайным.
Второй армянский Новый Год – это первый день месяца Навасард (11-го августа). По традиции, в этот день в «Айоц Дзоре» Патриарх Айк убил тирана Бэла, завоевав свободу для своего рода и потомков. Предположительно, это произошло в 2492-ом году до н.э., 11-го августа. Августовский праздник армяне называли Навасард, что означает Новый Год.
В 18-ом веке, при католикосе Симеоне Ереванском, за начало Нового года была принята дата 1-го января (приведя в соответствие с началом Нового года в ряде европейских стран), хотя до середины 19-го века во многих армянских областях (Арцах, Сюник, Утик) Новый Год продолжали отмечать в августе. Только в начале 20-го века празднование Нового Года первого января стало общеармянским явлением.
В армянских семьях Новый Год начинался 30-31-го декабря, с приготовлением новогодних пирогов. Главным был хлеб-пирог «Тари» (Год) – плоский хлеб, поверхность которого была украшена орехами, изюмом и фруктами – символами плодородия. В этот хлеб обычно прятали монету или бусину, и нарезали его по числу домочадцев. Кому доставалась бусина, того ожидала удача и счастье в Новом году. Иногда хлеб нарезали на 12 кусков, как символ каждого месяца. Хлеб торжественно нарезали в Новогоднюю ночь.
На новогоднем столе обязательной была новогодняя «гата», которая украшалась фигурками животных или маленькими символами храмов. Кроме гаты и «Тари», пекли разные фигурные хлеба – «Асил-Басилы», изображающие людей и символизирующие воскресающих божеств – Ара Прекрасного и Нара, а также богов-покровителей урожая. Посредством этих хлебов проводили гадания. Иногда посвященные мужчинам хлеба пекли в виде кошельков, если хлеб набухал, значит, год должен был быть прибыльным. Точно так же, пекли «пшеничные», «колосья», «подковы», «пилы», «замки» и т.д.
Фигурными хлебами не только проводили гадания, а также поздравляли друг друга и «каландовали» воду. Это было распространено во всех областях Армении. В полночь молодые женщины и мужчины шли к источнику и «каландовали», разбрасывая семена, фрукты или окропляли водой «священные хлеба». Верили, что ровно в полночь из источника одно мгновение течет золотая вода, и старались зачерпнуть воду именно в этот момент.
В почти во всех районах Армении была традиция «Кахука» или «Готекаха», «члолунк» - в Восточной Армении. Суть традиции в том, что юноши и девушки в канун новогодней ночи брали с собой свертки и корзины и опускали через дымоволок, с песнями и пожеланиями поздравляя домочадцев. Хозяйка дома была обязана наполнить корзины фруктами и сладостями.
В отличие от остальных районов Армении, в Арцахе и Сюнике традиция «готекаха» несколько отличалась. Здесь было принято готовить связки из орехов и сухофруктов, или из отварной курятины, которая называлась «члолунк». Связку опускали через дымоволок родственников, в особенности – сватов. Обрученные девушки опускали «члолунк» через дымоволок своих суженых и убегали, если кому –то из домачадцев удавалось их догнать, девушки были обязаны войти в дом жениха, где их угощали и провожали домой.
На следующий день, 1-го января, взрослые посещали друг друга, преподнося яблоки, орехи, апельсины. В деревнях сельчане обязательно навещали священника и старшину села, даря ему фрукты и напитки. Все поздравляли друг друга : священник – свою паству, родители – своих детей, учителя – учеников, теще – зятя, свекровь – невестку.
Интересно, что в понтийских районах хозяин приносил домой оливковую ветвь, как «дерево Каланда», украшали его желудями и орехами, а утром относили в церковь для освящения. Возможно, такой пример подтверждает его происхождение от армянского новогоднего дерева, тем более, что армяне имели обычай украшать дома деревьями (царзардар – цахказард). А также, возможно, что армянский Дед Каланд является прототипом европейского Санта Клауса (вспомним веселящих людей старичков масленицы или «Большого Деда»)
В общей сложности, на новогоднем столе были обязательны 7 видов фруктов и 7 блюд.
Часть новогодних традиций непосредственно с культом огня, деревьев, воды. В некоторых районах Армении было принято «каландовать» вечером Нового года. Бревно, которое должны были сжечь в Новом году, называлось «Бревно начала года» (Лори). Искрящие головешки зарывали в полях, чтобы год был урожайный, и не было потерь.
Согласно традиции, в ночь Нового года во многих домах зажигали лампады, чтобы «удача очага оставалась в доме».
Пусть добрые традиции наших предков будут сопровождать нас и дальше.
ArmAr.am