В далеком XV веке, после падения Киликийского царства, Армения превратилась в яблоко раздора между влиятельными соседними странами (непрерывные войны велись между Тамерланом и агрессивными племенами Ак-коюнлу и Кара-коюнлу) и, конечно же, Персией, которая на столетия, после принятия армянами христианской религии, стала врагом номер один. А позднее к ним примкнула, желая оторвать для себя лакомый кусочек, и Турция.
1639 ГОДУ ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ ВОЙН Турция и Персия поделили Армению между собой, центральная часть Восточной Армении перешла к Персии, на которой было образовано Эриванское ханство. (Я на это обращаю внимание, так как многие оппоненты упорно приписывают владение Эриванским ханством Турции и считают армян пришлыми на этой, исконно армянской земле.)
Нужно отметить, что сражения между Турцией и Персией происходили исключительно в местах, густо населенных армянами, тем самым неся, прежде всего подконтрольным армянским селам, разрушения, кровь и слезы. А после завершения военных действий теперь уже тяжелые непосильные налоги обрушились на головы жителей уцелевших армянских сел, ведь помимо общих для всех подданных ханства налогов армяне, будучи христианами, выплачивали еще и особый налог, который назывался "платой за веру". Армянское крестьянство было доведено до крайнего разорения и нищеты.
Чтобы спасти народ от угрозы полного уничтожения, Католикос Всех Армян Акоп Джугаеци собирает в Эчмиадзине делегацию из наиболее авторитетных соотечественников и отправляет эту миссию в Европу с целью привлечь внимание к бедственному положению христианских народов Кавказа, окруженных могучими на тот период народами и племенами, исповедующими ислам.
Эта миссия в Европу готовилась в расчете на то, что принадлежность к одной вере явится достаточным основанием для усиления европейского влияния на кавказском направлении, тем самым освобождения христианских народов Кавказа от бремени иноверцев. Войти в состав делегации получил приглашение и сисианский мелик (князь), отец нашего героя Исраэла Ори, он и взял с собой своего сына, семнадцатилетнего юношу, в дальнюю и небезопасную дорогу.
Дальнейшие события показали, что это решение оказалось судьбоносным для армянского народа: именно этому юноше мы обязаны не только воссоединением разбросанного по всему региону армянского населения, обреченного на жалкое существование и ассимиляцию, но и появлением, а вернее, возрождением Армении как самостоятельного государства. Если бы не избранный вовремя вектор на Россию, то армян ждала бы участь ассирийского, албанского и других христианских народов, навсегда потерявших свою государственность.
И ЭТИМ МЫ ОБЯЗАНЫ прежде всего великому патриоту земли армянской Исраэлу Ори. На мой взгляд, его имя недостаточно оценено нашими современниками и, по моему глубокому убеждению, оно должно занимать почетное место рядом с именем несравненного и дорогого сердцу каждого армянина Месропа Масштоца.
Чтобы по достоинству оценить благие стремления и решительные поступки отцов нашего народа того времени, давайте призадумаемся: а как это происходило на практике? Ведь все могло сложиться как в известной сказке "Собрание мышей", когда решение найдено легко и сразу, а осуществлять его некому.
Вполне очевидно, что многие, потерявшие государственность народы также лелеяли, надежду на возрождение своей отчизны, но мало лелеять и мечтать, необходимо еще и действовать, этим и выгодно отличалась светская и духовная элита Армении того времени, за что ей низкий поклон. Ведь, чтобы снарядить делегацию в дальние страны, во-первых, нужны волонтеры из числа элиты, готовые пожертвовать своим временем, а подчас и здоровьем ради общей цели. Ведь, чтобы только переехать из одного государства в другое, требовалось с неделю трястись в почтовых каретах, испытывая бытовые и прочие неудобства, а если передвигаться морем, то время растягивалось на месяцы.
Во-вторых - и это, может быть, самое главное - нужны деньги, и немалые. Необходимо платить и за переезды, и за проживание, и за питание в дороге и на чужбине, а чтобы никому не известную группу иностранцев приняли первые лица государства и вели с ними серьезные разговоры, надо раскошелиться и на дорогие подарки. Зачастую именно объем ценных подарков предопределял решение государя принять эту делегацию или нет. Значит, понимая серьезность поставленной задачи, сбрасывались кто сколько может.
Но сложилось так, что, едва въехав на территорию Европы, делегация получила скорбное сообщение: идейный вдохновитель и организатор Католикос Акоп Джугаеци скоропостижно скончался, и делегация посчитала необходимым временно свернуть свою миссию и вернуться обратно.
Кроме уверенно идущего к поставленной цели Исраэла Ори. Тот, понимая, что судьба многострадального народа теперь находится в его руках, принимает смелое решение: самостоятельно продолжить миссию - и остается в Европе. Следуют 20 лет скитаний из одного государства в другое, встречи с деловыми и военными кругами. Он добивается аудиенции с лидерами Австрии, Италии, Франции, Германии. Набирается опыта, изучает военное искусство, надеясь однажды применить его на деле, возглавив армянское войско.
УХОДЯТ ГОДЫ, УХОДИТ ЖИЗНЬ, а он, являясь сыном известного, вполне обеспеченного князя, имея блестящее разностороннее образование, владея несколькими европейскими языками, мог удачно сложить свою жизнь, ни о чем не беспокоясь в кругу родных и близких, в роскоши и приятном времяпрепровождении.
К 1700 году он приходит к убеждению, что европейским странам чужды боль и страдания народа, первым в мире принявшего христианство в качестве государственной религии, и он принимает решение обратить свои взоры на Россию.
Петр Первый, который согласился незамедлительно с ним встретиться, быть может, до Исраэла Ори имел лишь поверхностное представление об армянском народе, однако он проникся уважением к этому пылкому человеку и обещал всяческую поддержку братьям по вере.
С тех пор все цари России в своей внешней политике строго придерживались проармянской ориентации, считая своим долгом помогать своим союзникам на юге, получая в ответ и благодарность, и реальную помощь. Во всех без исключения русско-персидских, а затем и русско-турецких войнах армяне принимали непосредственное участие на стороне России. Выполняли роль проводников, служили разведчиками, снабженцами, добровольцами вливались в ряды русской армии и отчаянно сражались, осознавая, что прежде всего сражаются за свою Родину, за свой родной очаг. Отсюда и высокий процент в российской армии военачальников и отважных воинов-армян.
Таким образом, усилия и решительность армянских патриотов, готовых на любые жертвы во имя своего народа, дали благодатные всходы, армяне стали возвращаться на свою древнюю историческую землю, строить села и города, развивать ремесла и создавать шедевры в различных областях искусства. Обживать свой родной край. Радовать и радоваться жизни…
И если сегодня на современной политической карте мира есть небольшая страна под названием Армения, то это прежде всего заслуга нашего славного соотечественника Исраэла Ори: именно он положил начало трехсотлетнему ухабистому и тернистому, но верному пути возрождения нашей Родины.
Ваагн КАРАПЕТЯН, главный редактор альманаха "Всеамериканский литературный форум", Торонто (Канада)
"Голос Армении"