В наши дни информационное поле играет огромную роль в формировании сознания людей и общественного мнения. По сути, его и, в частности, СМИ, можно считать агентами стереотипизации. Вопрос психологических стереотипов и их восприятия чрезвычайно актуален в контексте межэтнических отношений, в том смысле, что степень напряженности и стабильности конфликта и сила взаимной вражды обусловлены стереотипами.
Деятельность азербайджанской прессы отличается общей технологией манипуляции, которая, как мы видим, опирается порой и на мифы. А миф, как иллюзорная идея, пропагандирует определенные ценности и нормы, которые воспринимаются преимущественно на основе веры. Последняя предполагает такие конкретные методы воздействия на сознание людей, как прямое искажение фактов, сокрытие невыгодной информации, распространение лжи и клеветы, так и более тонкие средства.
Американский социальный психолог Э. Аронсон пишет: «В ситуации неопределенности люди склонны к таким атрибуциям, которые соответствуют их убеждениям и предубеждениям». В данной ситуации азербайджанские средства массовой информации, безусловно, осуществляют в отношении армян эскалацию агрессивных стереотипов. Имплицитное (скрытое) социальное сравнение собственной и враждебной группы приводит к крайней дискредитации человеческого облика противника, образ же собственной группы обрисовывается положительными оттенками. Здесь очевидно проявление основной ошибки атрибуции в плоскости групповых взаимоотношений, что, с одной стороны, создает условия для психологической самозащиты, а с другой - для агрессивной эскалации.
Язык азербайджанских СМИ способствует распространению этнических предубеждений, что приводит к ксенофобии. На формирование стереотипов в СМИ во многом влияет явление психологической идентификации, которое в основном носит характер групповой самозащиты. Распространяемые через азербайджанскую прессу стереотипы способствуют формированию в групповом самосознании азербайджанцев системы «мы», наделенной позитивными качествами, что происходит в результате идентификации с положительной моделью, представляемой средствами информации. Причем защитная функция идентификации, носящая характер групповой самозащиты, основанной на патологической сублимации, порождает опасные групповые, нереальные притязания. Яркий тому пример - предоставление привилегий убийце Сафарову. Переоценка собственной группы в качестве жесткой позиции становится регулятором поведения. Здесь мы видим негативную роль этнических стереотипов в межэтнических восприятиях, что является фактом неинформированности о данном этносе.
Лживая информация азербайджанских газет содержит достаточно привлекательный материал для психологического анализа. В советской прессе интересы азербайджанцев и армян Карабаха идентифицировались, и на этом направлении в качестве средства социального воздействия опять же действовали СМИ. Деятельность азербайджанских СМИ являлась частью навязанной культурной системы, которая превратилась в инструмент осуществления национального давления и была пронизана открытой и скрытой агрессивностью. Это также являлось мощным фактором, углубляющим межэтническую напряженность и вытекающую из нее психологическую дезадаптацию. Формы подачи материалов, интенсивность дающихся в них оценок и описаний раскрывают механизмы стереотипов и те пути, которые начали формировать у карабахских армян новые психологические стереотипы. Мониторинги выявляют интенсивность распространения новых стереотипов, что не могло не сказаться на социализации поколений. В азербайджанской прессе бросаются в глаза попытки журналистов произвести искусственную нивелировку национальных различий. В условиях подобного поведения прессы создавалась благоприятная почва для появления враждебных межэтнических стереотипов. Согласно принципам группового фаворитизма, стереотипы о собственном этносе или этнической группе, в противовес имеющимся стереотипам о других группах, как правило, носят позитивный характер, а вот негативные стереотипы чаще актуализируются в условиях, когда в межэтнических контактах двух этносов возникает конкурентная борьба или проблема в отношениях вышестоящих и нижестоящих звеньев.
Сравнительный анализ азербайджанской прессы показывает, что сегодня она тоже превратилась в орудие манипуляции и своеобразный «генератор» порождения ультраагрессивных стереотипов, крайне дискредитирующих армян. Сегодня в этой же самой прессе усиленно печатаются этноконфликтогенные публикации, содержащие враждебные и дискредитирующие армян стереотипы, которые распространяются как среди собственного этноса, так и других народов. Материалы азербайджанской прессы, изобилующие конфликтогенным воздействием, нацелены на формирование в этнических контактах нетерпимых, негативных позиций. Это следует считать этнико-психологической агрессивной самозащитой азербайджанцев - в сложившейся ныне социально-политической ситуации. Последовательно и интенсивно формируется образ армянина как врага. Создание такого образа и соответствующей ему арменофобии уже становится составной частью самосознания азербайджанца-турка, памятью, стереотипом, содержательным образованием этнического самосознания. Инфологема (ложная, искаженная информация) становится основой болезненной сублимации, подсознательного возникновения агрессивных побуждений. По сути, инфологема лежит в основе деятельности не только азербайджанских СМИ, но и трудов ученых. Деятельность академика З. Буниатова - яркое доказательство вышесказанного.
В информационном пространстве в качестве наиболее всеобъемлющей манипулятивной технологии выделяются создание и распространение образов. В азербайджанской прессе искусно действует механизм создания отрицательных образов армян. Печатание этноконфликтогенных статей отличается стабильной периодичностью. Все это неизбежно приводит к повышению самосознания азербайджанца на личностном уровне, агрессивности в системе позиций, а мишенью являются армяне. В основе почти всех публикаций лежит агрессивная стереотипизация, причем агрессивные побуждения присущи даже государственным чиновникам. Депутат Милли меджлиса Анар Мамедханов пишет: «Нашим офицерам, обучающимся в Турции военному делу, я всегда говорю, что вы должны убивать их (армян) в Карабахе, а не в другой стране» (www. zerkalo.az). Формирующие гетеростереотипы публикации выполняют функцию этнической агрессивной самозащиты. Достаточно сильно действует защитная функция проективной атрибуции. Армяне обвиняются в «агрессии», «оккупации земель», «кражах и грабежах», «злодеяниях», «терроризме», «мародерстве» и других негативных чертах. Пропаганда азербайджанских СМИ уже обладает свойством информационного менеджмента, который способствует эскалации межэтнической напряженности и взаимной вражды.
Надо иметь в виду, что во взаимоотношениях двух конфликтующих этносов до проявления агрессивных действий в психологическом плане происходит формирование таких враждебных позиций, которые трансформируются в агрессивные вербальные стереотипы, выполняющие функцию психологической самозащиты. Все это, разумеется, проявляется вначале в системе самосознания отдельных личностей и лишь потом получает групповую характеристику.
Социально-психологический процесс стереотипизации следует рассматривать в контексте межгрупповой дифференциации. Благодаря межгрупповой дифференциации обеспечивается положительная групповая идентификация личности. Стереотипизация - это такой психологический процесс, в ходе которого в психике человека формируются или осваиваются стереотипы, и этот процесс не может происходить без такого психологического явления, как идентификация.
Как видим, вопрос психологических стереотипов и их восприятия крайне актуален в системе самосознания личности, а также в контексте межэтнических отношений, в частности, в том смысле, что, как было уже отмечено, стереотипами обусловлены степень напряженности конфликта и стабильности и сила взаимной вражды.
Таким образом, стереотип - это составная часть системы самосознания личности, органическое единство представлений, убеждений, позиций, задающих направление как когнитивным и эмоциональным процессам личности-носителя, так и поведению и целенаправленной деятельности.
Лусине КАРАХАНЯН
Кандидат психологических наук
http://www.artsakhtert.com