15 ноября в Бакинском государственном университете состоялась научная конференция "Актуальные проблемы востоковедения". Министр образования Мисир Марданов напомнил всем участникам о той особой заботе, которую проявляет азербайджанский президент в отношении востоковедов и историков. Обращает на себя внимание сочетание административных и научных должностей и званий делегатов конференции: первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана академик Хошбахт Юсифзаде, председатель комитета Милли меджлиса по экономической политике академик Зияд Самедзаде и т.д. Прошедшая в Баку конференция – удобный повод для представления некоторых принципов развития азербайджанского востоковедения на современном этапе.
В частности, академическое (!) издание "История Азербайджана с древнейших времен до начала XX века" отмечает: "В этническом составе населения Урарту выявляются тюркские этносы <…> племенное название Камани можно отождествить с названием племени куман-кумен клинописных источников XIII - VIII вв. до н.э. Эти племена, носившие позже засвидетельствованный для обозначения тюркских этносов этноним куман-коман, жили на севере Месопотамии, на территории страны Субира - Субарту".
В таком же духе выдержаны этимологические упражнения, "вскрывающие содержание" топонимов "Урарту" и "Армения". В том же издании читаем: "Название Урарту в вавилонской форме передавалось как Ирашту, что могло читаться и как Оралту-Уралту. Согласно вавилонской фонетике, сочетание "лт" передавалось и как "шт". Однако это не вавилонское фонетическое явление. В тюркских языках существует закономерное фонетическое изменение л-ш. <…> изменение названия Урарту-Уралту-Урашту имело место на почве прототюркского языка <…>
Основу же названия Армини-Армения составляет упоминаемое в античных источниках этноним "армен", образованный из нарицательного слова. Название "армен" с позиции тюркских языков этимологизируется как "рыжый", "светлый, рыже-светлый" <…> первоначально название "армен" подразумевало светлокурых, рыжекурых этносов этого региона, так, например, куманов, субиров, кутиев, которые составляли древнее население края севернее Месопотамии <…> так что этноним "армен" был образован из древнетюркского нарицательного слова".
Если отталкиваться от "достижений" азербайджанского востоковедения, то нужно будет признать парадоксальное: армян как таковых вообще не существует, а тот ограниченный контингент, который все еще идентифицирует себя с армянами, пребывает в глубоком заблуждении, ибо не подозревает о своем "подлинно тюркском происхождении".
Иными словами, ничего армянского не существовало. Как, кстати, не существовало, например, и ничего древнеримского: "Основоположники европейской цивилизации – римляне, сами признавались, что своей государственностью, христианско-монотеистическим мышлением и даже появлением латинской графики они обязаны одному древнему народу. Древние римляне учились у этого народа военному делу, структуре строительства флота, государственной системе и его атрибутам. Архитектура, прикладное искусство, система геодезии, гладиаторские бои, мифология и обычаи – все это было перенято у наидревнейших жителей Апеннин. Их звали этрусками <…> Этруски были потомками одной из ветвей древней шумерской цивилизации <...> ученые склоняются к той идее, что шумеры, жившие в Месопотамии еще в IV тысячелетии до нашей эры, говорили на прототюркском языке <…>
Символом Рима является волчица, которая кормит двоих человеческих детенышей. В VI веке до нашей эры этрусские мастера сделали великолепную статую символа города. Интересно, что во время археологических раскопок древнего тюркского города, что на территории сегодняшнего Таджикистана, и которая некогда входила в состав тюркских каганатов – белых гуннов, авар и гектюрков были найдены композиции волчицы, сюжет которых полностью совпадает с римской версией. И как тут не вспомнить древнюю тюркскую мифологию "Бозгурд" ("Серый волк") и волчицу Асену, спасшую 10-летнего тюркского мальчика от погибели и тем самым давшую начало новому тюркскому роду".
Согласно этим концепциям, футбол также является тюркским изобретением: "Мировая цивилизация унаследовала богатое культурное наследие тюркского народа. История засвидетельствовала многие нововведения, унаследованные от тюрков. В частности, тюрки очень любили спорт, устраивали различные соревнования и завоевывали титулы, которые были куда важнее для них, нежели материальная награда. Об этом и повествует древнейшая летопись тюркско-огузских племен – эпос "Деде Горгуд". Согласно трудам исследователей, главная спортивная игра всех времен и народов – футбол - также является тюркским изобретением.
Многие тюркские историки в своих произведениях не раз писали о коллективной игре с мячом, которую они называли "тепик" или "тепюк", то есть "удар ногой" <…> Правила игры в тепик мало отличались от правил современного футбола. По описаниям этой игры, игроки не имели права прикасаться к мячу руками, получали предупреждения за грубую игру и не выбивали мяч за пределы игровой площадки. Они били по мячу исключительно ногами и головой, стараясь забросить его в ворота противника".
Директор Института истории АН Азербайджана Ягуб Махмудов пишет: "Древние этносы, принимавшие участие в формировании азербайджанского народа, сыграли важнейшую роль в создании древней культурной среды, в том числе в формировании шумеро-вавилонской культуры <…> азербайджанцы являются одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности в мире".
Важно обратить внимание на принципиальный момент: если у большинства народов подобные высказывания вызывают улыбку или даже жалость, то в армянском случае – это далеко не так. Еще в Первую мировую войну армяне испытали на себе все ужасы пантюркистской идеологии. И сегодняшние высказывания об "исконно азербайджанской принадлежности" Нагорного Карабаха, Нахиджевана, Араратской долины, Еревана – та же расистская идеология, подпитываемая официальной историографией, пропагандой и президентской опекой.
Наглядной иллюстрацией уровня развития азербайджанского востоковедения, равно как и степени научной подкованности директора Института истории АН Азербайджана Махмудова, является его речь на церемонии награждения государственными премиями историков, "доказавших азербайджанскую принадлежность" Восточной Армении – Нагорного Карабаха, Нахиджевана, Араратской долины и Еревана. Награждал ученых лично президент Ильхам Алиев в мае этого года. Выступление "историка", демонстрирующее систему академических нравов в этой республике, мы оставим без комментариев:
"Уважаемый господин президент! Вручение Государственной премии группе ученых-историков <…> является еще одним ярким свидетельством вашей повседневной заботы о развитии науки в стране, о нашей Академии, Институте истории. Мы испытываем чувство большой гордости, переживаем незабываемые мгновения в связи с тем, что получаем эту высшую награду из рук такого крупного государственного деятеля нашего времени, как вы <...> В соответствии с вашими мудрыми, дальновидными рекомендациями и конкретными поручениями в Институте истории проводятся коренные реформы. Наша национальная история очищается от фальсификации и искажений, история нашей Родины пишется заново <…>
Именно надеясь и опираясь на вас, мы впервые подготовили и издали Национальный исторический атлас нашего Азербайджана. Благодаря вашей поддержке в последние годы были созданы десятки фундаментальных трудов, являющихся примером нового взгляда на нашу историю. По непосредственному поручению вашего превосходительства были написаны, переведены на иностранные языки и распространены в странах мира фундаментальные исследования "Карабах: реальная история, факты, документы", "Нахчыван: история и памятники" и "История Иреванского ханства", удостоенные Государственной премии <…>
Сегодня азербайджанские историки в соответствии с вашим призывом, поручениями и рекомендациями ведут информационную войну с армянскими агрессорами. В соответствии с вашим призывом мы вступили в открытый бой с теми, кто фальсифицирует нашу историю <…> Можете быть уверены в том, что в самом ближайшем будущем мы доложим вам о наших новых успехах в информационной войне. Мы уверены в этом, потому что за нами стоит такой мудрый, смелый и решительный Верховный главнокомандующий, как вы. Мы не сомневаемся в том, что вы, завоевав во всем мире славу президента-созидателя, в самом ближайшем будущем освободите наш Карабах от врага и войдете в историю Азербайджана как президент-спаситель. Дорогой президент, историки, являющиеся Вашими коллегами в священной борьбе за Родину, которую вы ведете в этом сложном мире, всегда будут рядом с вами. Все мы, в том числе и награждаемые сегодня историки, являемся вашими солдатами. За нами стоит такой мудрый, смелый и решительный Верховный главнокомандующий, как вы".
Арис КАЗИНЯН, "Голос Армении"