После двух лет борьбы за то, чтобы в этой стране на ученых обратили хоть какое-то внимание, инициативная группа «Требуем увеличения финансирования науки» подошла к некоему рубежу, когда, используя привычную для армян историко-этическую терминологию, можно было утверждать, что одержана «моральная победа», или, выражаясь, языком современной армянской, преимущественно футбольной, дипломатии, мяч находился на поле противника. Ход был за правительством Армении. Выражаясь терминологией шахматной, ситуация была патовой, но поскольку в верхах помимо шахмат и другими играми балуются, следовало быть готовыми к любому блефу. Хотя, признаться, правительство даже блефовать не стало, оно сыграло в футбол в прямом понимании этого слова: просто отфутболило.
Часть депутатов свои громкие обещания и заверения выполнили – в правительство пошли разные предложения, но суть их, в основном, была одна – повысить финансирование науки. Правительство тоже свое обещание выполнило по части наоборот: все предложения отвергло. В частности, предложение Гранта Багратяна правительство назвало недоработанным, особенно по части базового финансирования, а главную часть программы – а именно, повысить финансирование науки до 1% ВВП, отечественный кабмин как бы просто проигнорировал. В обосновании отказа всем фракциям, обратившимся с предложением увеличить финансирование науки, правительство написало один и тот же текст примерно такого содержания: согласно принятой правительством концепции развития науки уровень финансирования науки из бюджета и частного сектора в ВВП должен быть доведен до средних европейских стандартов в 2020 году. Наши министры, как видно, поняли самими же состряпанную концепцию буквально: до 2020 года ни-ни.
От профильной парламентской комиссии в правительство за необходимыми подписями поступило предложение о выделении дополнительных 1,3 млрд драмов – столько, как посчитали ученые, нужно, чтобы средняя зарплата ученого стала равной средней по стране. Даже подсказали откуда взять – из так называемой субвенции мэрии, предусмотренной на заделку трещин асфальтов и замену камней бордюров. Кончено, ученым предлагали дать не всю эту сумму (3,3 млрд), а лишь чуть больше трети, но правительство грудью встало на защиту улиц родной столицы: если не ремонтировать сейчас, то потом придется потратить намного больше. На первый взгляд вполне логично, но люди с советским прошлым хорошо знают, какой навар снимается с ремонтов дорог и крыш.
Итак, все предложения были отклонены, а голосов у правящей верхушки в парламенте хватает, чтобы утвердить любой бюджет, сколько бы кто-то там сбоку ни рыпался. Так оно и случилось: бюджет утвержден, несмотря на то, что все оппозиционные фракции проголосовали против.
Не пытаясь разобраться в логике власть имущих (простому человеку никогда в этом не разобраться), можно лишь констатировать, что сухой отказ правительства не оставил группе «Требуем увеличения финансирования» иного выхода, кроме как идти отдыхать на всю оставшуюся жизнь. Или…
Об этом «или» чуть позже, а тут обязательно следует отметить, что аргументации для отказа у правительства просто не было. Кроме одной – чтобы другим неповадно было. А что касается озвученных отговорок типа, нет денег, тратите их неэффективно и все такое – все это давно уже разложено по полочкам с четким указанием, где искать данные об эффективности деятельности армянских ученых, равно, как и где лежат те самые деньги, которых нет – поименно и поадресно. И сделана попытка в доходчивой форме довести до понимания всех, чем чревата потеря науки. Можно предположить, что объяснили не очень доходчиво, и не все поняли. Тогда хоть какая-то надежда остается. Но научная братия все больше склоняется к мысли, что все отлично все поняли, да еще в придачу это им в доходчивой форме объяснили, что нужны они как в телеге пятое колесо.
Теперь об «или». Впереди президентские выборы… Хотя, расклад в политическом поле Армении такой, что на эти жалкие несколько тысяч голосов ученых плевать они хотели с высокой колокольни. И ничего, если уедут, даже лучше, если уедут – доставать меньше будут. Не случайно министр образования и науки в доходчивой форме объяснил, на каких берегах лучше обосноваться талантливым молодым ученым, и не доставать родное правительство всякими требованиями по части финансирования. Но…
Правда, Ленина с его идеями в нашей стране отменили, но революционная ситуация от этого не перестала существовать. Помните? Это когда верхи не могут править по-старому, а низы не хотят жить по-старому. А если не уедут никуда, но жить по-старому больше не захотят? А если к ним еще присоединятся врачи, учителя, писатели, артисты…Нет, это из области утопии, в Армении так не бывает. Как заявил в одном из интервью Артур Ишханян, ученые (читай все остальные творческие специальности) народ академический, и форма обращений у них соответствующая. То есть, грубо говоря, получается пером против лома. А против лома, как известно, нет приема… ну и так далее.
Но, опять же, повторимся, в Армении так не бывает. Так что ученые остались со своей «моральной победой», то есть ни с чем, а власть со своей реальной победой: она в очередной раз продемонстрировала свою «власть». Но хочется напомнить всем, а конкретнее, власть имущим: потеря бдительности и чувства земли под ногами чревата катастрофическими последствиями – победа может оказаться пирровой.
Анаит Саркисян, Новости Армении - NEWS.am