В турецкой газете Taraf недавно была опубликована статья Догана Акына под заголовком «Да, Динк, турецкость оскорблена». В статье речь идет о том, как после судебного разбирательства по делу убийства бывшего редактора армянской газеты «Акос» Гранта Динка 19-го января 2007-го года в квартале Шишли Стамбула должности принявших участие в процессе судей, прокуроров, а также чиновников, не предотвративших убийство, были повышены. Автор по очереди перечисляет:
«Муаммер Гюлер – во время убийства Гранта Динка был губернатором Стамбула. Он не позволил, чтобы в отношении начальника службы безопасности Стамбула и розыскного отделения было проведено следствие. После этого он стал депутатом правящей партии «Справедливость и развитие».
Джалалеттин Джеррах – во время убийства Гранта Динка был начальником службы безопасности Стамбула. Еще за год до убийства Динка из Трабзона ему сообщили, что предпринявший вооруженное нападение на здание «МакДональдса» в Трабзоне Ясин Хайял запланировал убийство Гранта Динка и в целях разведки прибыл в Стамбул. Он проигнорировал это сообщение, а после убийства Динка не начал ни расследования, ни представил судебный иск – вместо этого он был назначен губернатором Османие.
Ахмет Илан Гюлер – во время убийства Гранта Динка был начальником розыскного отделения Стамбула. Губернатором Муаммером Гюлером дважды было предотвращено проведения следствия в отношении Ахмета Илана Гюлера в связи с убийством Динка. В ходе судебного разборательства дела об убийстве Динка он был освобожден от занимаемой должности, однако в мае 2011-го года получил повышение в Управление безопасности первой степени, так как «прежде не подвергался административному преследованию и не был подвергнут дисциплинарному наказанию.
Шаммаз Демирташ – во время убийства Гранта Динка был заместителем начальника службы безопоасности Стамбула. Он нес ответственность за полученное сообщение из Трабзона и дальнейший ход этого дела. Однако судебный иск ему не был предъявлен, и он после Ризе получил должность в службе безопасности Ушака.
Нихат Омероглу – осудил Гранта Динка за «Оскорбление турецкости в газете «Акос» (за оскорбление национального самолюбия народа) – несмотря на недостаток оснований. Приговор, вынесенный 2-ым судом Шишли, был обжалован в Апелляционном суде. Омероглу был одним из 18-и судей генерального совета Апелляционного суда, которые вынесли Динку приговор по статье 301 – «За оскорблениее турецкости». Несколько дней назад по решению парламента Турции, где большинство составляют депутаты партии «Справедливость и развитие», он стал первым омбудсменом.
Мухиттин Мычак – в Апелляционном суде заявил, что Динк оскорбил турецкость. После этого стал одним из пяти помощников Омероглу в парламенте.
Экрем Эртугрул – член Апелляционного суда, голосовал против Динка в деле об оскорблении турецкости со стороны последнего. После убийства Динка получил назначение в 9-ом уголовном департаменте Апелляционного суда Турции.
Хасан Эрбиль – один из тех, кто также проголосовал против Динка в Апелляционном суде. Позднее он получил назначение в генеральной прокуратуре Апеляционного суда.
Хасан Герчекер – один из тех, кто также проголосовал против Динка в Апелляционном суде. Позднее он получил назначение в президиуме Апелляционного суда, а затем в президиуме Арбитражного совета.
Грант Динк – по обвинению в «оскорблении турецкости» организованно был представлен в качестве мишени, после чего был убит. Еще при жизни приговор, вынесенный в отношении Гранта Динка был обжалован в Европейском суде по правам человека, который принял решение в пользу Динка уже после его смерти. Европейский суд по правам человека не принял то, что Динк оскорбил турецкость, и поставив ударение на свободе слова, обязал Турцию выплатить компенсацию.
Да, турецкость оскорблена, а как именно – решайте сами».
Напомним, что по обвинению в «оскорблении турецкости» (статья 301) 13-го февраля 2004-го года был осужден на лишение свободы сроком на шесть месяцев, однако срок исполнения наказания был отложен. В качестве причины представления судебного иска являлись следующие строки из статьи Динка: «Вместо освобождаемой от турка и той ядовитой крови наполняемая чистая кровь существует в благородных венах, которые будут созданы армянами, с Арменией» . Эксперты считают, что судя по полному тексту статьи Динка, в действительности, это была критика, направленная на армянскую Диаспору и слово, которое преследовало цель объяснить ненормальность их восприятия.
В отношении Гранта Динка в Турции был представлен еще один судебный иск, причиной которого было интервью Динка агентству Reuters, в котором Динк отметил: «Для народа, который четыре тысячи лет прожил на родной земле, даже если на золотом самолете перевезти в другое место, это опять же будет геноцидом, так как отрывают народ от своей родной земли, от своих корней, я уже не говорю об уничтожении полутора миллионов невинных людей».
Кстати, в 2002-ом году во время конференции, которая состоялась в Урфе, Динк заявил: «Я – не турок, я – турецкий армянин». После этого заявленияи начался процесс в отношении Динка – «оскорбление турецкости», однако в результате судебного процесса, который продлился три года, Динк был оправдан 9-го февраля 2006-го года.
По данным «Турецкой Википедии» Грант Динк – 62-ой журналист, убитый в Турции с 1909-го года.
Перевел с турецкого и подготовил Айк Габриелян
http://www.1in.am