Как и следовало ожидать, МИД России подтвердил закрытие Габалинской РЛС в Азербайджане. Об этом говорится в сообщении официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича. Напомним, что в понедельник Россия представила Азербайджану ноту о приостановлении эксплуатации Габалинской РЛС в связи с потерявшим 9 декабря текущего года силу соглашением об условиях использования Габалинской РЛС.
Москва успокаивает: все задачи, которые ранее возлагались на РЛС в Габале, в состоянии взять на себя РЛС нового поколения “Воронеж-ДМ” в Армавире. “РФ обладает потенциалом, чтобы компенсировать Габалу в случае прекращения работы станции”, — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Официальный Баку считает, что приостановка деятельности Габалинской РЛС не повлияет на двусторонние отношения Азербайджана и России. Более того, никакой политической подоплеки в вопросе отказа Москвы от аренды РЛС нет. Об этом заявил журналистам в среду глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглы. “Мы сотрудничаем с Россией в рамках существующих в мире условий и хотим продолжить его в том же режиме. То есть поднять стоимость аренды этой РЛС до международных требований”, — в свою очередь заявил заместитель руководителя администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов.
“Очевидно, что подобная позиция Азербайджана была однозначно продиктована желанием выдавить Россию из Габалы. Благо, у военно-политического руководства России хватило мудрости, очевидно предвидя подобный вариант развития событий, заблаговременно запланировать и ввести в строй радиолокационную станцию высокой заводской готовности типа “Воронеж” — она построена в Армавире. Армавирская РЛС берет на себя тот сектор ответственности, который ранее закрывала Габалинская.
“Что касается эмоциональной стороны дела, то осадок, конечно, остался — тяжелый, неприятный, поскольку Азербайджан, мягко говоря, повел себя очень недружественно в отношении России”, — заявил в интервью программе “Акценты” радио “Голос России” главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко.
Габалинская РЛС, которая находится в северо-западной части Азербайджана, была построена в советское время и была введена в строй в 1985 году в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. Она находится на высоте 637 метров над уровнем моря. Габалинская РЛС предназначена для обнаружения пусков наземных и морских баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, а также для непрерывного контроля космического пространства. Станция позволяет отслеживать траекторию полета объектов в радиусе не менее восьми тысяч километров. В поле зрения радара попадают Иран, Турция, Ближний Восток, Пакистан, Индия и даже часть Австралии.
После обретения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжала использование станции: ведь радар функционирует только в составе единой глобальной системы предупреждения о ракетном нападении, которой у Азербайджана просто нет. Кроме арендной платы в 7 млн долларов, Минобороны РФ дополнительно финансировало поддержку и развитие ее инфраструктуры и материально-техническое обеспечение персонала в размере около 50 млн долларов в год, большую часть суммы которой осваивало местное население, получающее различные заказы на предоставление услуг и закупку товаров.
В мае этого года власти Азербайджана неожиданно потребовали увеличения арендной платы в 43 раза — с 7 до 300 млн долларов, и в этом некоторые эксперты усмотрели прямую связь с тесным военным сотрудничеством между Азербайджаном и Израилем против Ирана. Достаточно вспомнить контракт о продаже Тель-Авивом вооружений на сумму 1,6 млрд долларов официальному Баку. В этом же контексте рассматриваются частые визиты высокопоставленных американских военных в Азербайджан. Однако сама Габалинская РЛС работает на совершенно других принципах, нежели современные ПРО США и НАТО, и встроить ее в общую систему будет невозможно.
К тому же в 2007 году Владимир Путин предложил Джорджу Бушу совместное использование Габалы — это вместо размещения американских радаров в Чехии. Уже в 2010-м станция могла стать элементом совместной ПРО, идея которой была озвучена на саммите НАТО в Лиссабоне, но ни та, ни другая инициатива так и не получили продолжения.
Российский политолог и военный эксперт Константин Сивков в интервью “Саламньюз” утверждает, что США могут стать новым арендатором Габалинской РЛС, но может быть и другая форма взаимодействия — это передача информации с Габалинской РЛС Америке через азербайджанские каналы. Однако здесь есть другой нюанс: это очень сложный объект, и в Азербайджане нет экспертов, которые смогут полностью получить или эксплуатировать его.
В любом случае неуступчивость официального Баку явно указывала на политические мотивы. В этом контексте стоит упомянуть и отказ президента Азербайджана Ильхама Алиева от поездки в Ашхабад на встречу руководителей стран СНГ. Неуступчивость некоторые связывают с теми помехами, которые создает Россия для Азербайджана, планирующего строительство газопровода по дну Каспийского моря. Этот проект угрожает конкуренцией российскому трубопроводу “Южный поток”, и Москва заявила, что статус Каспийского моря до сих пор не определен, поэтому строительство невозможно без согласия всех сторон.
Было очевидно и то, что Баку пытается выдавить российских военных со своей территории. Наряду с повышением платы за аренду Баку потребовал снизить экологическое воздействие РЛС на окружающую среду, модернизацию станции, а также выплату компенсации за ущерб, нанесенный населению и окружающей среде Габалинского района, считающегося туристической зоной. Также Баку потребовал увеличения задействованного на станции азербайджанского состава военнослужащих и передачу в ведение азербайджанской стороны основных служб в городке.
“Вопрос аренды Габалинской РЛС — это только повод. Я был в Баку в феврале этого года, встречался с депутатами, в том числе профильного комитета. Мне заявили о том, что никаких проблем с продолжением аренды нет. Этот вопрос возник лишь в июне, и ему способствовал целый ряд факторов, которые привели к некоторому напряжению в российско-азербайджанских отношениях”, — заявил российский политолог и военный эксперт Владимир Евсеев.
А какие мысли высказывают на сей счет азербайджанские эксперты? “Возвращение российской стороной Габалинской РЛС — победа азербайджанской дипломатии”, — заявил руководитель исследовательского центра “Горгуд”, офицер запаса Тарлан Эйвазов. По его словам, в результате из Азербайджана выведут всех российских солдат: “Это победа азербайджанской дипломатии. Азербайджанская дипломатия превзошла все наши ожидания и смогла настоять на своем. Страну покидает последний российский солдат, и это нужно приветствовать”, — цитирует “Олайлар” слова эксперта.
А вот военный эксперт Бакинского института региональной безопасности Ибрагим Калададзе считает: “Палка Алиева в колеса российской военной машины получилась какая-то кривая, беззубая, мягко говоря. А отношения с большим северным соседом уже испорчены. Причем, несмотря на всю политическую гордость нынешнего руководства Азербайджана, республика зависит от России и в экономическом, и в геополитическом плане. Что будет делать Алиев, если Москва начнет мстить, непонятно. Например, ей достаточно будет лишь немного скорректировать свою позицию в карабахском конфликте, чтобы устроить всем нам веселую жизнь...”
Асатур САРКИСЯН, "Новое время"