Зачем Баку добивается встречи всех стран-членов Минской группы?
6 декабря, выступая на встрече Совета министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ в Дублине, министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о том, что его страна поддерживает деятельность Минской группы и заинтересована в активизации ее усилий. Не прошло и недели, как другой высокопоставленный бакинский чиновник - завотделом внешних связей администрации президента Новруз Мамедов заявил обратное: "ОБСЕ поручила решение карабахской проблемы Минской группе, а та в свою очередь призывает стороны конфликта самим искать решение. Такая позиция нас не устраивает, поэтому мы заявляем, что мировое сообщество, страны-сопредседатели должны предпринять более конкретные шаги в этом направлении".
Эксперты могут привести десятки примеров того, как в течение даже не недели, а одного дня представители азербайджанского официоза могут высказывать взаимоисключающие мысли. Неизменным при этом остается дружное обвинение Армении в "неконструктивности" - читай, в нежелании следовать в фарватере азербайджанской позиции и в отстаивании, как это странно ни звучит для бакинских чиновников, собственных национально-государственных интересов. Общим местом для такого рода заявлений является также обвинение международного сообщества в целом, Минской группы и всех приходящих на ум в этот момент стран в нежелании "надавить на Армению". Так, на днях появилось сообщение о том, что неутомимая Ганира Пашаева, будучи заброшена нелегкой судьбой в Голландию, призвала эту страну "оказать давление на Армению". Почему Голландия, до сих пор в особой активности в нашем регионе не замеченная и сохраняющая подчеркнутую дистанцию от процесса урегулирования, должна "надавить на Армению", так и осталось непонятным.
А вот Мамедов достаточно ясно высказался о том, по какой причине Минская группа не устраивает Баку. Все достаточно просто: потому что ее сопредседатели неоднократно подчеркивали, что решение конфликта должно быть найдено самими сторонами, а посредники могут лишь способствовать этому. В то время как в Баку убеждены в том, что функция Минской группы и остальных посредников сводится исключительно к оказанию давления на Армению с целью решить конфликт по скроенным Азербайджаном меркам.
Между тем, выступая в зависимости от конъюнктуры с противоречивыми заявлениями, руководство Азербайджана предпринимает и конкретные шаги с целью обеспечить выгодный Баку формат посредничества. Попытки перенести процесс урегулирования в ООН фактически провалились, посему в соседней стране решили довольствоваться пока тем, что есть. Но, дабы обеспечить желаемое "давление на Армению", попытаться, во-первых, активно поработать со всеми членами МГ ОБСЕ, не вовлеченными в процесс переговоров, а во-вторых, постараться добиться пересмотра состава сопредседателей и осуществить свое заветное желание - включить в их число Турцию. Иначе говоря, поняв, что перевод процесса в иную структуру по крайней мере на данном этапе нереален, бакинский режим "играет" на недовольстве не Минской группой в целом, а сопредседателями.
В этом контексте любопытными оказались развития на недавно прошедшем СМИД ОБСЕ в Дублине. Именно там появились сведения о том, что Азербайджан усердно обхаживает членов Минской группы (помимо Армении, Азербайджана и нынешних сопредседателей в нее входят еще 6 стран), интригуя против США, Франции и России и пытаясь подстрекательскими разговорами вызвать у остальных недовольство тем, что их, дескать, не подпускают к процессу урегулирования. Муссируются также сведения о том, что Баку, минуя сопредседателей, обратился с письмом к Действующему председателю ОБСЕ И. Гилмору с предложением организовать встречу всех стран Минской группы. А азербайджанское агентство АПА в дни дублинской встречи сообщило, что с подобной идеей в беседе с Мамедъяровым выступил президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Рикардо Мильори.
На состоявшейся в Дублине 7 декабря пресс-конференции нам удалось задать Имону Гилмору вопрос относительно достоверности сообщений о подобных закулисных развитиях. Интересен был, однако, не короткий ответ, которым ограничился министр ИД Ирландии, а его эмоциональная реакция: Гилмор заметно занервничал и довольно резко произнес пару дежурных фраз, не ответив на вопрос по существу, но - что важнее - не опровергнув правдивость информации. В кулуарах мы обратились к генеральному секретарю ОБСЕ Л. Заньеру с просьбой прокомментировать сообщения о предложении Мильори. Г-н Заньер весело заявил, что об этом лучше бы спросить самого Мильори, и подтвердил всестороннюю поддержку Минской группе и деятельности сопредседателей. Таким образом, получается, что генеральный секретарь не ведает о том, что руководитель одной из структур организации выступает с достаточно существенным предложением, направленным по сути дела на изменение состава сопредседателей и в целом - формата деятельности МГ.
По опять-таки неофициальным сведениям, Имон Гилмор известил сопредседателей об инициативе Азербайджана, которую те дружно и решительно отвергли. Учитывая, что эти данные не были публично опровергнуты, надо полагать, что идея на данном этапе потерпела крах. Однако факт, что усилиями - можно в этом не сомневаться - Баку эта мысль была вложена в уста президента ПАСЕ (кстати, представителя Италии - члена Минской группы), свидетельствует о том, что Азербайджан не намерен отказываться от своих планов и будет пытаться спровоцировать других членов Минской группы на поддержку идеи, согласованной - в чем также можно не сомневаться - с Анкарой.
Учитывая широко известные методы и средства достижения Азербайджаном своих целей в рамках "икорной дипломатии", думается, армянским сторонам следует быть начеку, ибо при отсутствии публично декларированной конкретной цели этой инициативы ясна ее закулисная цель - обеспечить активное участие Турции в процессе урегулирования вплоть до сопредседательства этой страны в Минской группе. Ведь только в этом случае мечты Баку о "давлении на Армению" имеют шанс стать реальностью.
Марина ГРИГОРЯН, "Голос Армении"