В декабре 2011г. у эстакады, связывающей две части Артика, был установлен крест-памятник как свидетельство намерения восстановить полуразрушенные святыни - церковь Богородицы (IV-V вв.) и храм Григория Просветителя (VIIв.). Минувшим летом в городском центре культуры было организовано мероприятие, которое высоко оценил и приветствовал епископ Ширакской епархии Аджапахян. Он отметил, что стремление общественности возродить древние очаги церковной архитектуры - уже большая духовная польза.
В НАШЕЙ БЕСЕДЕ СРБАЗАН ОТМЕТИЛ, ЧТО ФАКТ существования святынь говорит о том, что вокруг них были поселения с многочисленным населением. Свидетели становления христианства в Армении в период правления князей Камсараканов были духовными центрами. Таковым является Св.Эчмиадзин - для всего армянства, Гюмри - для ширакцев, Артик - для артикцев. Эти центры - духовные магниты, у каждого из которых свое предназначенье. Сегодня наступило время, считает Србазан, когда с восстановлением этих святынь Артик вернет силу духовного притяженья.
Церковь Богородицы уникальна не только своей древностью, но и тем, что строение по форме, архитектурному стилю не имеет себе подобных. В этом плане реставраторам придется нелегко, т.к. от нее остались лишь стены, одна из которых держится на деревянных опорах.
Находящийся рядом храм в последние 100-150 лет под российским влиянием назывался Сурб Геворг, но его настоящее название - Григор Лусаворич (Просветитель). Об этом свидетельствует Г.Алишан. В начале 90-х местные энтузиасты начали восстановление храма. Здесь до сих пор стоит башенный кран.
Священник тер Согомон Минасян рассказал нам об одной книге, обнаруженной недавно, но изданной в 1885г. Ее автор Арк.Акопов на основании данных статистического комитета Закавказья утверждает, что в храме служили четыре священника. Жителей в Артике тогда было 400 человек.
Лет пять назад, когда в город по направлению Католикоса Гарегина II прибыл священник тер Ованес Александрян, горожане увидели настоящего священнослужителя, проповеди которого восстанавливали прерванную духовную связь между поколениями. В частности, тер Ованес убеждал: возродим древние святыни - и в округе воздух станет чище и камни будут ярче. По инициативе тер Ованеса вокруг храма и церкви должны были возвести современный духовный центр. Возвести часть построек взялись братья Варагян. Они построили трапезную, заложили фундамент новой церкви. Строительные работы по непонятным причинам были приостановлены, а тер Ованеса перевели в Гюмри. Но с тех пор в городе служат три священника, видимо, у Католикоса были свои планы строительства духовного центра.
Священник тер Согомон объяснил нам суть загадочной ситуации. В настоящее время, говорит он, ведется подготовка проектно-сметной документации. А когда научно-методический совет утвердит проект, тогда и приступим к реставрационным и строительным работам. Одновременно в городе ведется сбор средств на возрождение культовых сооружений. Собрано более $40 тыс. В городе будет проведен марафон по дополнительному сбору средств. Меценат, не пожелавший открыть свое имя, предоставил 15 млн драмов. Тер Согомон считает, что в скором времени будет собрано $100-150 тыс. - тогда мы пойдем к Католикосу, оставшуюся сумму предоставит Эчмиадзин.
Ваге ПАПОЯН, "Голос Армении"