По мнению многих армянских и иностранных экспертов, в наступившем году существенных изменений в процессе нагорно-карабахского урегулирования не ожидается. Но есть и другое мнение: некоторые аналитики считают, что в случае, если Израиль все-таки решится на удар по Ирану, Азербайджан может попытаться воспользоваться ситуацией и пойти на военную авантюру. В качестве аргументов они приводят полное нежелание Баку признать существующие реалии (которые, кстати, начинают понимать и на Западе), уверенность азербайджанских властей в том, что если они могут тратить на свое вооружение сумму, чуть ли не адекватную всему бюджету Армении, то им ничего не стоит изгнать «оккупантов» со своих «исторических земель».
Параноидальный бред и ненависть к Армении и ко всему армянскому в Азербайджане обрели поистине патологические формы. И естественно, что никто всерьез не принимает заявления Ильхама Алиева о том, что жители Карабаха полноценные граждане Азербайджана и их безопасности ничто не будет угрожать в случае ухода армянских соединений с «оккупированных» территорий. Ведь понятно: если бы Баку хоть немного подумал о «своих» гражданах, а не о землях, на которых эти граждане проживают, он попытался бы установить с ними хоть какой-нибудь контакт. Не говоря уже о том, что именно Баку всячески препятствует попыткам усадить за стол переговоров собственно представителей Нагорного Карабаха. Там могли бы отреагировать на призывы международного сообщества отвести снайперов с линии огня. Или прекратить, наконец, антиармянскую риторику, которая совершенно не способствует налаживанию каких бы то ни было отношений между сторонами конфликта. Между людьми. Напротив: азербайджанские власти из кожи лезут вон, пытаясь настроить против Армении и армян все мировое сообщество, языком ультиматумов и демаршей стремятся отрезать Ереван от всех возможных коммуникаций, шантажируя при этом наших общих соседей.
«Если они (армяне.— Ред.) хотят, чтобы те, кто сейчас живет в Карабахе, жили там и дальше в мире и безопасности, им нужно начать процесс вывода оккупационных сил с нашей территории»,— это из последних заявлений Ильхама Алиева. В общем-то признавая, что карабахцы сейчас живут в мире и безопасности, азербайджанский президент тем не менее снова срывается на язык угроз: «Армянам и тем политическим кругам в мире, которые покровительствуют им, не мешало бы взглянуть на ситуацию и под этим углом, чтобы в последующем не сожалеть об упущенном времени и возможностях».
Азербайджанским властям и думать не хочется о том, что даже зажав Армению в тиски блокады, тратя миллиарды на свое вооружение и столько же — на антиармянскую пропаганду, им никак не удается «сломать» людей, которым хорошо известно, что с ними будет в случае, если азербайджанцам удастся развесить свои флаги в «Ханкенди». И оценивая уровень подготовки своей армии, они не хотят задумываться о том, почему это только небоевые ее потери в прошлом году составили порядка 90 человек...
Как бы там ни было, Азербайджан активно вооружается, закупая у Израиля беспилотники, системы противовоздушной обороны и ударные средства для ведения боевых действий на море. Многие аналитики сходятся во мнении о том, что Баку уже принял политическое решение в случае возможного удара Израиля по Ирану занять сторону Запада, предоставив ему соответствующие плацдармы и другую необходимую поддержку. Аналитики не исключают вероятности того, что азербайджанцы получат некий карт-бланш в вопросе разрешения карабахской проблемы военным путем, так сказать, под шумок возможной натовской антииранской операции.
Карабах затмил Азербайджану глаза: ослепленный целью во что бы то ни стало вернуть «свои исторические земли», Баку, кажется, уже не анализирует возможных последствий. К примеру, если Баку решится на открытую поддержку антииранской коалиции, просчитали ли там, как отреагирует на это Москва? После торжественного изгнания российских военнослужащих из Габалинской РЛС не вызовет ли новый шаг Баку у Москвы искреннего желания, к примеру, признать независимость Нагорно-Карабахской Республики? И не развяжет ли новая агрессия Баку руки России в вопросе защиты Армении и Нагорного Карабаха?
В Москве, как известно, не одобряют антииранских настроений Запада. И вряд ли одобрят участие в предполагаемой операции Азербайджана. В конце концов, для страны, вся экономика которой держится на экспорте нефти и газа, ставить крест на будущих миллиардах недальновидно как-то.
На мой взгляд, если Москва по каким-то причинам воздержится от вышеупомянутых шагов в ответ на вызывающие действия Баку, то на Апшероне через год-два могут удобно и надолго (когда это НАТО располагалось где-то ненадолго!) расположиться военные базы НАТО, так сказать, под предлогом контроля стабильности в регионе. Понятно же, если эту стабильность не гарантируешь ты, ее будет гарантировать кто-то другой.
Свято место пусто не бывает. Уже появились разговоры о том, что в случае вероятной войны в Иране Израиль и Запад могут воспользоваться возможностями Габалинской РЛС. При этом именно Габала называется наилучшим плацдармом для нападения на строптивый Иран. Конечно, трудно предположить, что Россия, покидая РЛС, не заберет с собой всю начинку станции, оставив после себя кучу пусть дорогостоящего, но металлолома. Но что помешает в случае чего западным странам быстренько собрать станцию с нуля — было бы место, где можно строить — вопрос риторический.
Трудно сказать, полезет ли Запад на Иран. Трудно сказать, осмелится ли Ильхам Алиев полезть в Карабах. Определенно можно сказать, что в этом году и в Азербайджане, и в Армении ожидаются президентские выборы, правда, пусть по разным причинам, но с вполне прогнозируемыми результатами. Значит, риторика Азербайджана не изменится, а что касается его аппетитов... Мы знаем, что было в Карабахе и что стало. И хорошо понимаем, что будет, если ситуация изменится. Это в Баку не понимают, что Армении и армянам не оставили выхода. А значит, простите, за неполитологический пассаж, все будет хорошо!
Ашот ГАЗАЗЯН, "Собеседник Армении"