Знаем ли мы тот мир, в котором живем? Каково в нем место для нас, армян? Откуда мы пришли и куда идем? Какая судьба уготована нам, имеющим на крошечном кусочке своей прародины два государства и рассеянных по всему миру сыновей и дочерей? Каким образом можем мы защитить свой горный край — исток цивилизации, где жаждут любой ценой стереть следы нашего многотысячелетнего присутствия и изгнать тех, кто еще остался?

В значительной степени ответы на эти вопросы дает книга Артура АРМИНА «Космическая идеология Горы Солнца». Это философские раздумья, своеобразное послание, облеченное в художественную форму, в которой сконцентрировалось миропознание, совершенно отличное от распространенных ныне учений. Основной акцент книги, как мне кажется, выражен в той мысли, что обычный человек способен познать мир в той степени, в какой может это сделать с помощью своих пяти чувств. Однако есть и некое шестое чувство, и если человек обладает им, то может увидеть то, что для других недостижимо. Точно так же лишенный зрения человек получает представление о мире лишь через слух, обоняние, вкус, осязание, но если вдруг он обретет каким-то чудом зрение, то поймет, насколько скуднее и беднее было его мировосприятие по сравнению с мировосприятием зрячего. Мне кажется, что книга эта — попытка показать читателю существование того «третьего глаза», благодаря которому известный ему мир явится в новом и совершенно необычном свете, и с помощью которого армянин «вспомнит» свои корни, осознает свою миссию и ощутит свою мощь.
Название уже первой главы книги — «На высотах горы Арагац» — подсказывает, что Гора Солнца — это высочайшая вершина нынешней Армении, а живущие на ней таинственные сверхъестественные существа и являются носителями космической идеологии. Герой, олицетворяющий автора, вместе с группой друзей поднимается на гору-свидетельницу и вдруг оказывается один-одинешенек среди поклоняющихся Солнцу айуков — духов горы.
«Излагать философское учение в художественной форме выгодно, и целый ряд авторов прибегал к такой стилистической конструкции»,— пишет автор. Идеи, возникшие в его мозгу путем сверхконцентрации мысли и на основе обобщения обретенных в этом реальном мире опыта и знаний, он представляет как мысли, телепатическим путем переданные ему айуками. Существа эти предстают перед героем книги в виде огромных, шестиметровых фигур родового вождя Парнака и прозрачного, сотканного из чистого духа жреца Арева-Солнца.
Последующие мысленные «беседы» с ними раскрывают сущность айуков. С целью взрастить на Земле разум они прибыли сюда с погибшей планеты Айетон. Вспомним древнегреческий мир о Фаэтоне и сопоставим: общеиндоевропейское слово «отец» (армянское hayr) — звучит по-английски как father, «огонь» (армянское hur) – как fire, а адекватом армянского Hrahat-а является иранский Farhad. Ну а «земля» в наречиях лорийского диалекта звучит как «фэх». А идея, что разум, да и вообще жизнь на нашей планете могли быть привнесены из космоса, вовсе не нова,— тем более, что в этой книге космос рассматривается как целостная система, состоящая из бесчисленного множества совокупностей, одной из которых и является наш мир, в свою очередь состоящий из бесконечно дробных целостностей.
Согласно автору, космос — это живое, как и человек, существо, имеющее свои непреложные законы, Бог является воображаемой абстрактной сущностью, связанной с его созданиями духовной мыслью. Все то, что человек не мог описать словами, в том числе и метафизические явления, он выразил красочным, персонифицирующим языком сказок и мифов. А это значит, что те древние предания, которые дошли до нас через различные варианты эпоса «Сасна црер», обрывков древних сказаний и гимнов, сохранившихся на страницах «Истории Армении» Хоренаци, а также, по моему мнению, в наших загадках, есть не что иное, как космогонические представления наших предков, древние знания о Вселенной, раскрывающие те ее стороны, которые природа «прячет» от людей. (Меня, например, потрясло объяснение вишапа-дракона, данное Артуром Армином в его книге «Эпос «Сасна црер» — древнейшая языческая Библия»: вишап — это не что иное, как та самая тревожащая нынешних ученых «черная дыра» в центре нашей Галактики, пугающая тем, что когда-нибудь захватит в свой всепоглощающий круговорот всю Вселенную...)
В книге на основе новейших научных представлений рассматривается сущность понятия «нация». Это вовсе не продукт «индустриального общества», как сейчас учат в школах и вузах. «Нация» — категория биологическая, в отличие от понятия «народ», который является совокупностью людей, объединенных общей территорией, языком, культурой и временным экономическим укладом — как, например, «советский народ», просуществовавший в государстве СССР около 70 лет. Автор сравнивает класс людей с классом пернатых: как среди пернатых выделяются отдельные роды и виды — орлы, воробьи, гуси и т. д.,— так и люди делятся на отдельные виды. Каждая нация является, в сущности, отдельным видом или подвидом. Каждому данному подвиду присущ собственный язык, соответствующий ДНК его гена, и естественная среда — пространство, ареал. И когда эти два условия нарушаются, то генотип нации может отступить, и тогда появятся отличия уже в его фенотипе,— точно так же, как у фикуса: в природе генотип дает ему полутораметровые листья, тогда как в домашних условиях они редко превышают 15 сантиметров, то есть в 10 раз меньше, чем в действительности определено генотипом.
Думается, что все вышесказанное должно обеспокоить нас, армян, и заставить задуматься о судьбах нашей праколыбели, нашей способности черпать силу от родной земли.
Анализируя типы общественного поведения, автор показывает, что люди имеют две сущности, два типа мышления, руководствуются двумя эго — личным и стадным. Первое присуще арийским народам, для которых главное — «вытекающий из морально-психологической системы ценностей закон, который может представать в виде преданий о становлении рода или племени, преподносимых в свете религиозного миропонимания». Стадное мышление больше присуще кочевым народам, пусть даже тысячи лет назад перешедшим к оседлости,— главным для них является вождь, за которым они следуют бездумно.
В голову невольно приходит мысль, что для руководства большими массами людей, управления огромными империями удобнее всего именно второй тип мышления. А потому вовсе не случайно, что именно на этом основываются все современные мировые религии: вместо тебя думает и решает Бог или приравненный к нему Вождь, тебе же остается лишь жить в соответствии с их распоряжениями и требованиями. Однако разве в этом состоит истинное призвание человека?.. Автор приводит здесь поучительную притчу последнего армянского верховного жреца Ардзана о «дружбе» орла и лисы. Умирающий орел, доверившись поклявшейся ему в дружбе лисице, просит ее не оставить без призрения его птенцов. Хитрая лиса не стала сразу же рвать и пожирать беспомощных птенцов, однако воспитала их так, что они забыли и о полете, и о небе, и о солнце, и о стремлении к свободе. И некогда гордые птицы превратились всего лишь в глупых кур и, плодясь и множась под неусыпным наблюдением лис, служат вкусной пищей для вот уже которого поколения хищников…
Во время одной из встреч Артур Армин вспомнил слова Гарегина Нждэ о том, что для восстановления нашей нарушенной истории достаточно всего около 20-и лет. Этого вполне достаточно, чтобы в сознании «курицы» вновь пробудилось самосознание и доблестный дух орла, чтобы люди осознали необходимость истинной свободы, и что призвание их — отнюдь не быть пищей для недостойных.
Сегодня часть нашего общества в надежде на «хорошую жизнь» слепо следует за теми, кто ценой сдачи Арцаха врагу намеревается вернуть утраченную власть; сегодня неотъемлемые права армянского языка в нашей же стране нарушаются совершенно беззастенчиво; сегодня официальная наука Армении отводит истории нашей нации каких-то смешных 3-5 тысяч лет, сегодня в нашей стране распространяется вероотступничество и ренегатство, секты, не скрываясь ведут свою разрушительную деятельность. Значительная часть старшего поколения мечтает о возвращении времен ленинской и сталинской «дисциплины» и «справедливых коммунистических идей», еще одна часть народа ударилась в поклонение богу по имени «Демократия» — не задумываясь о том, что именно скармливают ему под этим соусом, ну а родившееся вопреки культурному разнообразию всепожирающе-нивелирующее чудовище под названием «глобализация» уже распахнуло пасть на все самое ценное, что у нас есть…
Нам остается либо возродиться, либо сгинуть в этой пасти. А возродиться мы можем только победой национальной идеологии. Многие утверждают, что таковой у нас просто нет. И все-таки она есть! И каждый миг проявляется в нашем же поведении. Просто мы еще не совсем понимаем, как отряхнуть ее от «пыли веков» и задействовать. Думается, именно на осуществление этой миссии и направлена книга родившегося и получившего образование в Армении, а ныне проживающего в США почетного доктора Международной академии наук о природе и обществе, действительного члена этой же Академии Артура Армина (Бабаяна) «Космическая идеология Горы Солнца». Процитирую слова самого автора: «Национальная идеология — это программа самого бытия нации, а вовсе не проповедь превосходства одной нации над другими. А жить без программы невозможно».
Арменуи ТУМАНЯН, "Собеседник Армении"