Решение засекретить досье по делу о нападениях и атаках на пожилых армянок Саматии должно быть отменено. Об этом пишет турецкий колумнист Орхан Кемал Дженгиз в своей статье под названием «Секретность в расследовании нападений на женщин-армянок», опубликованной в издании Today's Zaman.
«Мы все вздохнули с облегчением, узнав об аресте Мурата Назаряна, подозреваемого в убийстве одной пожилой армянки и нападении на многих других в квартале Саматия Стамбула. Назарян является гражданином Турции армянского происхождения. Этот факт, конечно, устранил опасения многих относительно того, что эти убийства и нападения на пожилых армянок Стамбула были осуществлены на почве ненависти.
Полиция выступила с довольно убедительным объяснением по поводу того, как и почему они арестовали подозреваемого. Они просмотрели все записи камер наблюдения в районе и увидели, как Назарян выслеживает нескольких пожилых армянок. Вдобавок к этому, полиция сообщила, что образцы ДНК, взятые с места убийство одной жертвы, и ДНК Назаряна в точности совпадают.
Однако несколько вопросов остались безответными: Назарян мог быть нападающим, однако возможно, что есть другие? Каким образом полиция вдруг стала полностью уверенна, что Назарян совершил эти нападения и убийства самостоятельно? В этой связи, я столкнулся с интересным высказыванием главного редактора армянской газеты Агос Роберта Копташа: «Я не из тех, кто очень скептически относится к вопросу Назаряна. Я изучил его историю и обнаружил, что детство его не было хорошим, а также, что у него есть некоторые психологические проблемы. По всей видимости, он сам признался. Я не думаю, что полиция попыталась заставить его признаться, с учетом того, что это дело привлекло большое общественное внимание. Однако стоит ли кто-либо за этими атаками? Это должно быть расследовано и должен быть дан ответ. Мы не видели доказательств и не слышали признание Назаряна, так как принято решение сохранить их в конфиденциальности. Придется подождать до судебного разбирательства».
Представитель Ассоциации по правам человека (İHD) Эрен Кескин недавно посетила Назаряна в тюрьме. Она также выразила озабоченность по поводу решения держать досье закрытым для общественности. Кескин сообщила Независимой коммуникационной сети (Bianet), что «не понимает ни эту секретность, ни то, что власти желают скрыть от общественности». Она подчеркнула, что конфиденциальность дела должна быть снята.
Я полностью согласен с г-жой Кескин. Эти убийства и атаки вызвали глубокую озабоченность общественности, и каждый имеет право знать о любом развитии в рамках дела. Если объяснение этим атакам и убийствам, настолько простое – безумный бывший преступник напал на этих женщин с целью ограбления, тогда почему прокурор решил поставить гриф секретности на досье?
В любом случае, решение это сделать чрезвычайно проблематичное. Если это не «организованное» или «террористическое» преступление, на защиту чего нацелено это решение о секретности? В случае преступлений терроризма, к примеру, государство желает защитить свидетеля или скрыть информацию от членов организации, которые еще не пойманы. Есть ли свидетель, который нуждается в защите, или есть другие соучастники преступления, от которых прокурор пытается скрыть дополнительную информацию относительно дела? Или же это мера предосторожности, чтобы предотвратить вовлечение общественности в дело, чтобы они не задавали настоятельных вопросов о качестве и глубине расследования и уголовного преследования?
Я пока не знаю ответов на эти вопросы, и, вероятно, нам не удастся узнать больше, пока это чрезвычайно сомнительное решение засекретить досье не будет отменено».
ARMENIA Today