Вояжи высокопоставленных европейских чиновников в Ереван продолжаются, а значит и вопрос выбора пути развития для Армении продолжает оставаться актуальным: куда идти — в Евразийский союз или в ЕС. Уж очень многие не верят, что маленькой, не располагающей собственными внутренними ресурсами Армении удастся бесконечно долго маневрировать между Россией и Европой. Политика комплементаризма — она, наверное, для Еревана на сегодня самая верная, однако рано или поздно придет время конкретного выбора, и к нему страна должна быть готовой, говорят они. Пока же в мае Армения начнет шестимесячное председательство в Совете Европы, а в Москве все чаще говорят, что армяне примкнут к Евразийскому союзу уже в 2014 году.
Между тем многие политологи не склонны драматизировать ситуацию, считая, что сотрудничать нужно со всеми, кто на это сотрудничество готов — без предварительных условий и ультиматумов. Так считает и политолог Сергей Минасян, поделившийся с «Собеседником Армении» некоторыми своими мыслями по поводу.
«Разговоры о том, что Армения должна сделать некий выбор, я слышу уже добрых два десятилетия,— говорит Сергей Минасян.— И подозреваю, что звучать они будут еще столько же». По его мнению, Армении необходимо диверсифицировать свои отношения и в политике, и в экономике.
«Очевидно, что в сфере безопасности упор будет сделан на членстве Армении в ОДКБ и армяно-российском военном и военно-техническом сотрудничестве, сохраняя при этом развивающийся формат взаимоотношений с НАТО, а вот в экономической и гуманитарной сферах, думаю, постепенный дрейф будет делаться в сторону Европы. Впрочем, до того предела, пока Европа сама будет в состоянии «абсорбировать» Армению»,— сказал политолог. И это та точка, дальше которой перспективы довольно туманны. По словам С. Минасяна, пока Армению в Евросоюзе не ждут, Москву такая ситуация вполне устраивает. Очевидно, что в ближайшем десятилетии Армения членом ЕС не станет. Но так же очевидно, что формат ассоциированного членства Армении в ЕС и ее вхождение в единый европейский рынок подразумевают предоставление Армении экономических и финансовых преференций, которые даже Москва не в состоянии предоставить своему единственному военно-политическому союзнику на Южном Кавказе.
«Я не уверен, что Москва даже при очень большом желании была бы готова на это,— сказал Сергей Минасян.— Скажем, субсидировать армянскую экономику, а иного экономически оправданного и целесообразного способа участия Армении в экономической составляющей Таможенного союза я не представляю. Не представляю себе, как Армения, не имеющая единого таможенного и экономического сухопутного пространства с Россией и другими членами ТС, может участвовать в нем на тех же самых условиях, что и Беларусь, Казахстан или та же Россия. Это можно себе представить только в случае многомиллиардных трансфертов на альтруистских началах со стороны России, на что, понятно, Москва не пойдет».
Данное противопоставление — ЕС или Евразийский союз — является несколько искусственным и надуманным, говорит политолог. «Главное — комплементарная политика Армении продвигается и развивается успешно уже два десятилетия, и она привела к тому, что и партнеры Армении привыкли к такой сбалансированной политике официального Еревана. И особого желания принуждать Армению к какому-то неприятному выбору у них нет»,— считает С. Минасян.
Так что в Армении вопрос выбора не стоит, отмечает политолог,— более того, он не является главной темой в общественных дискуссиях. Правда, позиция политической элиты к данному вопросу несколько отличается от отношения к этой теме широкой общественности. Политическая элита в большинстве своем более ориентирована на Европу, но в то же время, исходя из соображений политической целесообразности, понимает необходимость и важность сохранения должного уровня взаимоотношений с Россией. Широкие слои общественности больше симпатизируют России, правда, молодое поколение все больше ориентируется на европейские институты и общеевропейские ценности. В целом же в Армении, в отличие от многих других постсоветских стран, нет такого четкого разделения на «белое» и «черное», что и создает базу той внешнеполитической концепции Армении, которую она достаточно успешно сегодня реализует.
Власти Армении будут и впредь придерживаться курса комплементарной политики, резюмирует С. Минасян. И это пока единственная возможность поступательного развития, особенно с учетом того, что две из четырех граничащих с Арменией стран — Турция и Азербайджан — не жалеют ни сил, ни средств для полной изоляции Армении как от внешнего мира, так и региональных проектов.
Ашот ГАЗАЗЯН, "Собеседник Армении"