27-го и 28-го апреля на сцене Национального академического театра им. Сундукяна состоялась премьера новой постановки оперы Тиграняна «Ануш» в постановке актера и режиссера Сержа Аветикяна (Франция). А за два дня до премьеры на открытой генеральной репетиции, куда были приглашены и представители средств массовой информации, разразился скандал. Не успел закрыться занавес, как в зале раздались возмущенные крики одного из представителей музыкальной общественности, смысл которых сводился к тому, что новая интерпретация оперы «Ануш» — это издевательство над армянской классикой и что постановка эта не имеет никакого отношения к Туманяну и Тиграняну. И хотя скандал удалось быстро замять, осадок остался, а некоторые зрители покидали зал с нелицеприятными высказываниями в адрес постановки на устах.
Постановка Сержа Аветикяна «Ануш» — это армяно-французский проект, курируемый министерствами культуры обеих стран и профинансированный обеими сторонами на государственном уровне. «Ануш» считается жемчужиной армянского оперного искусства. Впервые опера была поставлена в 1912 году в Александрополе (ныне Гюмри). О том, что эта абсолютно новая интерпретация многими будет встречена в штыки, было ясно еще до премьеры. Не зря на состоявшейся накануне премьеры пресс-конференции один из журналистов посоветовал Сержу Аветикяну прийти на премьеру в бронежилете.
Учитывая то обстоятельство, что постановка «Ануш» практически не претерпевала изменений с 1935 года, можно понять, на какой риск шел постановщик, представляя новое прочтение этого великого творения армянской музыкальной культуры. Как признался Серж Аветикян на пресс-конференции, он, как и хореограф постановки и художник по костюмам Николя Мюзен и дирижер Ваан Мартиросян, предпочли бы, чтобы премьера состоялась во Франции, где нет такого трепетного отношения к армянской классике и, соответственно, такого давления со стороны общественности. Кстати, во Франции «Ануш» будет показана 22, 23, 25 и 26‑го мая в театре дез Амандье в Нантере (пригород Парижа). Затем последуют премьеры в Стамбуле, Нью-Йорке и других городах мира.
Задавшись целью «осовременить» оперу, Аветикян доверил аранжировку молодому композитору Анаит Симонян. Впервые в опере прозвучали дудук, зурна, шви, дхол. Что касается актеров, то и тут Серж Аветикян пошел вразрез c канонами оперного искусства, где главное — не возраст и внешность актера, а его голос (частенько 50-летняя примадонна исполняет партию 18-летней героини). В постановке Аветикяна все актеры — ровесники своих героев. В спектакле участвовал Государственный камерный хор «Овер» под руководством Соны Ованнисян и молодые вокалисты, студенты консерватории. Роль «Ануш» исполняла молодая солистка оперного театра Софья Саядян, а роль Саро — выпускник московской консерватории Липарит Аветисян. «Я постарался сделать так, чтобы артисты реально соответствовали возрасту своих героев,— подчеркнул на пресс-конференции Серж Аветикян.— Думаю, что исполнителям, которые уже привыкли к старой постановке, сложно будет воспринять и воспроизвести новую версию оперы».
Опера «Ануш» в новой интерпретации — не только вокальное представление, но и очень красивый хореографический спектакль. Прежде чем браться за постановку, французский хореограф Николя Мюзен просмотрел все постановки «Ануш», которые имелись в записи. В итоге он создал оригинальную хореографическую постановку. Правда, несколько резало глаз, что пластика пастухов была не совсем «армянской» — явно чувствовалось, что хореограф — сын другой цивилизации и ни разу не был в армянской деревне. Кроме того, в костюмах героев, выполненных в основном из кожи, не было даже намека на армянский колорит. Хотя это, наверно, можно оправдать тем обстоятельством, что опера рассчитана не только на армянского, но и на европейского зрителя.
Еще несколько оригинальных решений привнес режиссер-постановщик и в декор сцены. Во время представления использовались кинокадры армянской природы, а в некоторых сценах, дабы воспоминания или сны героев разнились от реальности, на простыне при приглушенном освещении появлялись картины из прошлого или видения сна. Это было настолько захватывающе и не похоже на давно устоявшееся представление об оперном жанре, что не могло не вызвать невольного восхищения.
Несмотря на то, что армяно-французская постановка вызвала неоднозначную реакцию общественности, думается, такая «не классическая» подача армянской классики имеет право на существование. Возьмем, к примеру, «Гамлета», которого кто как только не ставил... Почему никто не кидает камни в Роберта Стуруа за его постановку «Гамлета» в Российском государственном театре «Сатирикон» им. Аркадия Райкина? Почему никто не кричит, что это не Шекспир, а издевательство над классикой? Наверное, потому, что любой художник имеет право на свой взгляд на любое произведение классики. Опера «Ануш» в постановке Сержа Аветикяна — это тот самый свежий взгляд и современный подход к классике, который кто-то может принять, а кто-то нет, но посмотреть его, думаю, обязательно стоит. Тем более что эта постановка войдет в репертуары Национального академического театра им. Сундукяна и Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова.
Гаяне ДАНИЕЛЯН, "Собеседник Армении"