«Евровидение-2013» позади, а Европу продолжают сотрясать нешуточные скандалы. Во-первых, победительницу конкурса из Дании Эммели де Форест обвинили в плагиате. Голландские журналисты утверждают, что мелодия песни Only Teardrops почти полностью повторяет песню I surrender голландской группы K-Otic 11-летней давности. Пока что ни Европейский вещательный союз, ни руководство «Евровидения», ни сама Эммели де Форест скандал не комментируют.
Конкурсанта от Азербайджана, занявшего второе место, также не обошли стороной. Его уличили в купленных голосах. Литовские журналисты обвиняют Фарида Мамедова в том, что за него в Литве голосовали с проплаченных азербайджанцами номеров.
Президент Беларуси Александр Лукашенко также назвал «Евровидение» политизированным и необъективным конкурсом. Как выяснилось, белорусская исполнительница не получила от России ни одного балла. Лукашенко считает это фальсификацией и полагает, что Алена Ланская получила от России 12 баллов.
Скандал с итогами голосования на главном песенном конкурсе Европы вышел даже на дипломатический уровень. Как известно, Россия отдала представителю Азербайджана 12 баллов, а Баку ответил нулем. На следующий день после оглашения итогов голосования представители азербайджанского ТВ выступили с заявлением, что Россия должна была получить от Азербайджана как минимум 10 баллов. Еще несколько часов спустя были обнародованы данные SMS-голосования азербайджанцев — Дина Гарипова и впрямь была оценена на 10 баллов.
Глава азербайджанского МИДа Эльмар Мамедъяров назвал исчезновение голосов в пользу России детективной историей. «Куда делись голоса, каким образом исчезли, это вопрос к нашему Общественному телевидению, так как оно — основной партнер Европейского телевещательного союза»,— заявил глава внешнеполитического ведомства Азербайджана. Российский коллега Мамедьярова Сергей Лавров также решил не оставаться в стороне — его комментарии вышли на удивление жесткими для события масштаба «Евровидения». «Когда у нашей участницы украли 10 очков, это не радует,— сказал Лавров.— После того как Общественное телевидение Азербайджана прояснит правовые моменты, мы согласуем наши совместные действия, чтобы эта возмутительная акция без ответа не осталась».
К детективной истории с пропажей голосов подключился даже президент Азербайджана Ильхам Алиев, который взял ситуацию с расследованием под личный контроль и распорядился провести пересчет голосов и выяснить количество звонков.
В свою очередь Европейский вещательный союз отверг претензии Азербайджана и России. В заявлении официального представителя оргкомитета «Евровидения» Ярмо Сийма говорится о том, что сочетание дистанционно поданных голосов и голосов жюри, которые формируют общий результат из расчета 50% на 50%, не позволило России войти в десятку в Азербайджане. Именно поэтому, по заверениям организаторов, Азербайджан не поставил голоса России. «Этот результат подтвержден нотариально на месте нашим партнером по подсчету голосов Digame и независимым наблюдателем из аудиторской компании PwC»,— уверяет представитель оргкомитета на официальном сайте конкурса. Также он выступил против любых попыток изменить результаты конкурса политическими методами. «Любая форма политического давления на профессиональное жюри, которая может привести к результатам, отличным от независимой оценки участников, является нарушением правил конкурса «Евровидение» и к ней будут применяться соответствующие меры»,— заявил Сийм.
Он отметил, что Европейский вещательный союз должным образом изучил сообщения в мировой прессе о расследовании президентом Азербайджана работы азербайджанского жюри и результатов голосования в конкурсе и считает недопустимым политическое давление на профессиональное жюри, независимость которого остается одним из главных условий «Евровидения».
Политико-криминальный детектив под названием «Евровидение», или Стоит ли участвовать в конкурсе, которому никто не верит?
Что касается Армении, то, посылая в этом году своих певцов на конкурс, мы многого ожидали от группы «Дорианс» и ее солиста Гора Суджяна. Во всяком случае, никто даже не сомневался, что наши окажутся как минимум в первой десятке. Максимальных 12 баллов на этот раз никто Армении не дал: 10 баллов дала нам только Грузия, да еще 8 — Болгария. Зато сама Армения даровала Украине 12 баллов, Грузии — 10 и Греции — 8. России мы подарили 7 баллов, получив взамен 2.
Солист группы «Дорианс» Гор Суджян также, судя по всему, считает, что результаты голосования были подтасованы — об этом он намекнул встречавшим его в аэропорту поклонникам и журналистам. Впрочем, 18-е место не привело ребят в отчаяние. Уже на следующий день ребята написали в своей твиттеровской страничке: «Если вы считаете, что мы впали в печаль, то ошибаетесь. Мы знаем, что все сделали прекрасно. У нас высокое настроение, а этот концерт — всего лишь одна страничка нашей карьеры!»
В том, что парни выступили действительно блестяще, не сомневается никто, их официальная страничка полна похвальных отзывов. Тем не менее общественность обсуждает самые разные причины неудачи «Дорианса» — и не только, кстати, в контексте возможных фальсификаций и политизированности конкурса. Так, журналист и телекомментатор Артак Алексанян пишет в «Фейсбуке»: «Арик (Ара Тадевосян — продюсер «Дорианса».— Ред.) и «Дорианс» сделали все, что могли: выбрали хорошую песню и очень хорошо исполнили ее. Просто здесь возникает один вопрос: каждый год наше Общественное телевидение выбирает одного генерального спонсора, получает деньги и якобы организует промотуры, концерты, телеинтервью… На самом же деле за четыре года оно палец о палец не ударило. …Для «Евровидения» столько можно было сделать, столько было людей, которые могли помочь, столько потенциала было за пределами Армении, который можно было использовать! Но ничего сделано не было. И оправдываться, мол, Азербайджан давит нефтедолларами,— просто нелепо». И задается резонным вопросом: а что, разве у диаспоры нет денег для поддержки нашего участника? «Неужели постановка настолько дорога? Почему ребята были в простых джинсах и арабских шарфах? Куда делась телевизионная режиссура? Какой козырь, кроме голоса Гора, мы можем упомянуть? Не было! Никакой работы проделано не было»,— заключает Артак Алексанян.
Комментируя в том же «Фейсбуке» наше поражение, театровед Левон Мутафян счел песню «Дорианса» одной из самых бесцветных — при полном отсутствии присущего таким конкурсам шоу. «Безусловно, имело место также равнодушное и беспечное отношение диаспоры,— добавляет театровед.— Словом, организаторы «Евровидения» в Армении слишком состарились. Надо все начинать сначала...» Л. Мутафян одновременно пытается напомнить нам, что страны с давними культурными традициями давно уже не придают значения этому конкурсу: «Они участвуют в нем всего лишь ради участия. Если Азербайджан тратит огромные деньги и нанимает лучших постановщиков, то это понятно — это ему нужно для самоутверждения. То же самое и насчет некоторых других стран. Очистим наше внутреннее поле, избавимся от старья, но давайте не слишком серьезно относиться ко всему этому. «Евровидение» — всего лишь легкое, ничего в себе глубокого не имеющее шоу… В некоторых странах местные жители начали даже игнорировать голосование, оставив это «удовольствие» пришлым. Победы ради трехминутного удовольствия всего лишь политические и очень немного — культурные игры»,— пишет Левон Мутафян.
В неудаче «Дорианс» бывший продюсер группы Ваагн Геворкян также винит наше Общественное телевидение, которое не смогло должным образом использовать талант музыкантов и певца. «Тони Айомми — всемирно известный музыкант, но это не значит, что он может написать песню лучше Гора. Гор должен был петь им самим написанную песню и обеспечить нам место в первой пятерке»,— утверждает он.
«Мы представили плохую песню, великолепное исполнение и равное нулю шоу. А почему Азербайджан набрал столько баллов — это имеет простое объяснение: песня была довольно удачной, а Турция в этом году не участвовала, то есть вся турецкая диаспора отдала свои голоса Азербайджану»,— убежден певец Вааг Раш, также считающий, что Армения заняла 9-ю с конца строчку на «Евровидении-2013» из-за неверно выбранной песни, отсутствия шоу и пробелов отборочного этапа. «Если мы надеемся на поддержку диаспоры, то прежде чем посылать участника, должны учесть также мнение наших соотечественников и путем честного голосования сделать верный выбор, то есть провести голосование не только в Армении, но и в диаспоре. К этому следует добавить беспристрастное и народное жюри»,— отмечает певец.
Какие именно уроки извлекут из нынешнего «Евровидения» организаторы этого конкурса в Армении, покажет время. Несомненно одно: мы должны более спокойно относиться к таким мероприятиям, относящимся к жанру чистой развлекаловки. В конце концов, наш потенциал вполне может послужить и чему-нибудь более стоящему.
Тагуи АСЛАНЯН, "Собеседник Армении"