Накануне в Ереване завершился юбилейный десятый международный кинофестиваль «Золотой Абрикос». Организаторы выбрали в качестве фильма закрытия ленту Сержа Аведикяна (Франция) и Елены Фетисовой (Украина) «Параджанов».
Толпы желающих попасть на показ одного из самых ожидаемых фильмов 2013 года буквально осаждали вход в кинозал, в какой-то момент даже началась давка, прорвались только самые проворные. В самом зале яблоку негде было упасть: люди стояли вдоль стен и сидели на предложенных администраций кинотеатра стульях, устраивались по двое в одном кресле.
Подобный ажиотаж вокруг фильма «Параджанов» был вполне ожидаем: работы французского режиссера армянского происхождения, лауреата «Золотой пальмовой ветви» (2010 г.) Сержа Аведикяна в Армении всегда вызывают бурный интерес и неоднозначное восприятие. Еще не до конца улеглись страсти вокруг нашумевшей новаторской оперы Тиграняна «Ануш» в постановке Аведикяна, а тут уже новая работа. И публика очевидным образом разделилась на два «лагеря»: те, которые не сомневались, что фильм им понравится, и те, которые были уверены в обратном.
Не удивительно, что выход на сцену Аведикяна, который исполнил также главную роль в картине, был встречен громогласными аплодисментами одного «лагеря» и вполне сдержанной, если не сказать холодной реакцией другого. «Не надо, поаплодируете после показа», - скромно сказал Аведикян.
«Мы постарались, чтобы наш фильм не имел границ, как сам Параджанов. У меня только одна просьба: постарайтесь смотреть фильм со свободной душой, распахнутыми глазами и открытыми ушами, и напомню, что это – художественный фильм», - добавил он, после чего свет в зале погас и начался показ.
После самых первых кадров по залу пронесся гул и возгласы удивления: благодаря фантастичной работе гримеров внешне никак не похожий на Параджанова Аведикян вдруг предстал зрителю, как две капли воды похожий на великого Мастера.
Не успела еще публика оправиться от шока, вызванного невероятной внешней достоверностью персонажа, как вдруг за кадром тихий, временами уходящий в шепот женский голос начал петь старинную армянскую колыбельную. Постепенно на втором плане, за спиной Параджанова, сидящего за столом и работающего над коллажем, появляются мужчина и женщина средних лет, держщих за руку нескладного подростка. Два Параджанова в одном кадре: уже престарелый Маэстро, а на заднем плане – Параджанов-ребенок. Встреча прошлого с настоящим. Зал пробила дрожь.
Весь фильм не уступает по своей мощи «увертюре». Каждый эпизод – яркий и оригинальный мазок: Параджанов работает над «Тенями забытых предков», Параджанов в тюрьме, режиссер снимает «Цвет граната», устраивает богемный прием Марчелло Мастроянни, Маэстро в Тбилиси подбирает из мусорных урн разные предметы для будущих коллажей, Маэстро в Париже… Казалось бы, общая картина после стольких ярких красок должна выглядеть сверхнасыщенной и перегруженной, однако эти мазки сделаны настолько тонко и грамотно, что не оставляют какого-либо ощущения дисгармонии.
Каждый фильм, рассказывающий о жизни того или иного гения, рискует превратиться или в гротескную карикатуру, или в пафосное и нудное жизнеописание. Действительно, в мировом кино мало байопиков, которые можно назвать достойными тех людей, которым они посвящены. Картина «Параджанов» - абсолютная удача. Балансируя на шаткой грани между гротеском и пафосом с одной стороны и тонким искусством визуального жизнеописания - с другой, фильм все же удерживается на последней. Казалось бы, один лишний шаг, и будет перебор, однако режиссерам удивительным образом удается удержаться от этого шага.
Главной интригой фильма, естественно, являлось то, как авторы подойдут к вопросам пола, сыгравшим не последнюю роль в судьбе Параджанова. Конечно, все знали, что Аведикян не тот художник, который испугается и замнет эту тему, однако смелость, с которой создатели картины подошли к ней, поразила своей неожиданностью. Фильм вдруг во весь голос, незавуалированно, тонко, но в то же время сдержанно рассказал о том, о чем шептали, умалчивали или откровенно отрицали десятилетиями.
На протяжении всей этой темы, являющейся одной из сюжетных направлений фильма, в зале царило гробовое молчание, ощущалось, как сама атмосфера в зале электризуется от напряжения публики. Такая смелость режиссеров может показаться безумием, учитывая степень щепетильности, с которой академические круги в Армении относятся к этой теме, однако тем самым авторы фильма показали, что не собираются идти на поводу локальных страстей. Это – картина о Гении, без границ, стереотипов и условностей.
Отдельно нужно отметить виртуозную актерскую игру Аведикяна. Однозначно можно утверждать, что роль Параджанова – его лучшая актерская работа. Мимика, грациозная «параджановская» жестикуляция, полутона взглядов, интонаций голоса создают столь полный, столь законченый образ, что под конец картины уже сложно отделить актера от персонажа. Практически ни слова не знающий по-русски Аведикян за два года так усердно изучал язык, что, казалось, зритель слышит голос самого Маэстро.
Оригинально построенный сюжет, динамичные диалоги, тонкий юмор, блестящая работа оператора, композитора, декораторов и художников дополняют достоинства фильма.
Картина – своеобразный памятник Параджанову, однако она выходит за рамки обычного добротного байопика. Не обязательно знать, кто такой Сергей Параджанов, чтобы суметь понять или воспринять фильм. В первую очередь, это фильм о прекрасном, об одиночестве, любви, страхах и человеческом гении.
«Может я болен любовью к прекрасному», - говорит Параджанов устами Аведикяна, и в этом заключается эстетика фильма.
Не менее фееричен финал картины: декоративный бассейн с фонтаном в Париже, на фоне лазурной глубины воды и неба, ярких цветов окружающих зданий и предметов, шумного купания детей на переднем плане появляется одинокая скамейка, на которой с блаженным выражением на лице спит Маэстро, одетый в мрачные тона и босоногий. Картина медленно расплывается и меркнет. Финал.
После завершения показа уже сложно было различить, кто из какого «лагеря». Бурные овации перекрывали жидкие аплодисменты, некоторые в порыве вскакивали со своих мест, другие с каменным выражением на лицах продолжали сидеть, кто-то кричал «браво», кто-то возмущенно покидал зал, многие были в замешательстве – они пока не знали, как отнестись к фильму - ведь профессиональные критики пока не высказали своего мнения.
В это же время в фойе кинотеатра происходило нечто невообразимое: благодарные зрители и поклонники окружили Аведикяна, некоторые от избытка чувств кидались ему в обьятия, многие плакали, у самого режиссера в глазах стояли слезы.
В то время как некоторые коллеги режиссера покидали кинотеатр окольными путями, другие выстроились в очередь, чтобы поздравить его с грандиозной премьерой. Поддержать Аведикяна на премьеру приехал гениальный режиссер-документалист, легенда мирового кино Артавазд Пелешян - известный затворник, никогда не посещающий подобные мероприятия.
Несмотря на это, всем ясно, что шумных обсуждений фильма и нового «крестового похода» на Аведикяна никак не избежать, однако режиссеру не привыкать. Однозначно, что «Параджанов» - не очередное фестивальное кино, и масс-медиа еще долго будут пестреть противоречивыми заголовками.
Картина 17 июля будет представлена на Одесском международном кинофестивале, она включена как в международную, так и отечественную программу (фильм является совместным производством Армении, Украины, Франции и Грузии).
В Армении в широкий прокат, по предварительным данным, фильм выйдет в сентябре.
Десятый юбилейный кинофестиваль «Золотой абрикос» стартовал в Ереване 7 июля. Победители фестиваля будут обьявлены в воскресенье, 14 июля. --0--
Гагик Кристиан Батикян - специально для АМИ "Новости-Армения"